Каким способом решаются споры согласно уставу оон. Мирные средства разрешения международных споров по уставу оон

Один из основополагающих принципов современного международного права – принцип мирного разрешения международных споров – запрещает государствам обращаться к войне для разрешения возникающих между ними разногласий. Необходимость строгого соблюдения этого принципа всеми государствами мира диктуется появлением новых видов оружия, применение которого может привести к гибели мировой цивилизации. При разрешении разногласий между государствами возникает необходимость разграничения таких понятий, как «спор» и «ситуация».

Ситуация (международная) – это состояние напряженности между двумя или несколькими государствами, возникающее по вопросу факта или права (например, толкования или применения международного договора).

Спор возникает не сразу, а «вызревает» из определенной ситуации. Разногласия между государствами – это еще не спор. Различие между спором и ситуацией состоит в том, что в случае спора всегда есть конкретные участники, поскольку его возникновение обусловлено совпадением взаимных претензий государств относительно предмета спора. Ситуация шире спора. Она может существовать до возникновения, в процессе спора и после его разрешения. Такое различие ситуации и спора определяет и процедуру их рассмотрения в Совете Безопасности ООН: при рассмотрении спора сторона, участвующая в нем, должна воздержаться от голосования; при рассмотрении ситуации этого не требуется.

Международные правовые средства разрешения споров включают различные способы, приемы, методы урегулирования без применения вооруженных сил. Принцип мирного разрешения международных споров, закрепленный в Уставе ООН, обязывает государства разрешать свои споры мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир, безопасность и справедливость (ст. 2, п. 3).

В Декларации о мирном разрешении международных споров (1982) признается, что непосредственные переговоры являются гибким и эффективным средством разрешения споров (п. 10); в мирном урегулировании споров определяющую роль играет Совет Безопасности ООН (п. 1).

Принцип мирного разрешения споров закреплен в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. В этом документе подчеркнута неразрывная связь данного принципа с принципом запрещения применения силы и угрозы силой; содержится обязательство государств разрешать возникающий между ними спор в короткий срок. Декларация обязывает как спорящие стороны, так и третьи государства воздерживаться от каких-либо действий, способных ухудшить спорную ситуацию.

Содержанием принципа являются обязательства государств воздерживаться от применения силы и разрешать возникающие между ними споры исключительно мирными средствами; при этом государства свободны в выборе таких средств, перечень которых содержится в ст. 33 Устава ООН: переговоры, обследование, посредничество, примирение, арбитраж, судебное разбирательство, обращение к региональным органам и соглашениям или следующие мирные средства:

¦ двусторонние или многосторонние переговоры на международных конференциях;

¦ международная примирительная процедура (добрые услуги и посредничество; следственные или согласительные комиссии);

¦ международная арбитражная и судебная процедуры рассмотрения дел в Международном суде ООН, Европейском суде по правам человека и др.;

¦ разрешение споров в международных организациях.

Выбор того или иного средства определяет суверенная воля спорящих государств.

Непосредственные переговоры – это основное, наиболее действенное средство мирного разрешения международных споров (Устав ООН, ст. 33). К какому бы мирному средству ни обратились государства, они не могут миновать стадию непосредственных переговоров, важность которых заключается в том, что стороны, находящиеся в споре, определяют при этом процедуру, способы решения спорной проблемы. Преимущество переговоров состоит также в том, что спорящие стороны имеют возможность ознакомиться с позициями друг друга и преодолеть взаимные претензии, достичь взаимоприемлемого решения.

Обмен мнениями на переговорах должен проводиться в духе взаимного учета позиций и взаимной выгоды. Различают следующие виды переговоров:

¦ переговоры могут проводиться главами государств, правительств, а также при помощи уполномоченных лиц, решающая роль принадлежит переговорам на высшем уровне, в ходе которых обсуждаются важнейшие международные проблемы;

¦ по числу участников переговоры могут быть двусторонними и многосторонними (например, в рамках международных конференций);

¦ переговоры могут проводиться как устно, так и письменно (путем дипломатической переписки);

¦ по характеру рассматриваемых вопросов переговоры могут проводиться по политическим, военным, экономическим, торговым и другим проблемам.

В международном праве отсутствует норма, регулирующая процедуру начала, ведения, продолжительности переговоров. Однако существуют общие принципы, которым должны следовать государства:

¦ переговоры должны проводиться с учетом суверенного равенства партнеров по переговорам – например, не могут быть эффективными переговоры, если одно из государств оккупирует часть территории другого государства;

¦ переговоры не могут иметь место, если одно государство оказывает давление (политическое, экономическое, военное) на другое государство или предъявляет ему ультиматум;

¦ переговоры должны вестись на принципах равноправия государств, уважения их суверенитета, учета взаимных интересов, соблюдения принципа мирного сосуществования.

Консультации являются одной из разновидностей переговоров, которые могут проходить как на двусторонней, так и на многосторонней основе. Конвенция Международной Организации Труда № 144 «О трехсторонних консультациях для содействия применению международных трудовых норм» (1976) регламентирует порядок эффективных консультаций между представителями правительства, предпринимателей и трудящихся. С некоторыми странами Россия заключила специальные соглашения о консультациях (с Великобританией, Арменией, Италией, Коста-Рикой, Казахстаном, Канадой, Молдавией, Турцией, Украиной, Францией и др.). Такие консультации проводятся в целях установления общей позиции сторон по вопросам политики, международным проблемам, представляющим взаимный интерес. Особый вид составляют консультации по вопросам мирного урегулирования споров.

Другой разновидностью переговоров является международная примирительная процедура. В практике международных отношений могут возникнуть споры между государствами, не имеющими между собой официальных отношений. В таких случаях спорящие стороны обращаются к третьим государствам с просьбой оказать им помощь в виде посредничества или добрых услуг. В решении спора подобным способом принимает участие третья сторона, не являющаяся участником спора. Однако между добрыми услугами и посредничеством есть и определенное различие, которое обусловлено характером участия в разрешении спора третьего государства и его правовым положением. Процедура добрых услуг и посредничества регламентирована Конвенцией о мирном решении международных столкновений (1907).

Добрые услуги (bones offices) имеют своей целью установление прямых контактов между конфликтующими сторонами. Третья сторона может оказать добрые услуги как по собственной инициативе, так и по просьбе одной или нескольких сторон спора. При этом как предложение добрых услуг, так и отказ от них не считаются недружелюбным актом. Сторона, оказывающая добрые услуги, не должна влиять на ход переговоров.

Посредничество (mediation) предполагает углубленное участие третьей стороны в решении споров. Различие между добрыми услугами и посредничеством заключается: а) в способе их происхождения; б) в правах и обязанностях посредника; в) в окончательной цели посредничества. При посредничестве государства ведут переговоры с участием третьей стороны и на основе сделанных ею предложений. Посредник выступает здесь как активный и непосредственный участник переговоров. Его задача заключается в согласовании противоположных притязаний и искоренении чувства неприязни, если оно возникло между государствами, находящимися в споре (Гаагская конвенция, ст. 4).

Посредник – именно примиритель, а не судья над спорящими. Он располагает большими правами, с помощью которых может активно влиять на ход переговоров. Основными признаками посредничества являются: участие в переговорах, внесение предложений по существу спора. Посредник имеет и определенные обязанности: оказывать помощь конфликтующим сторонам в решении ими спора; воздерживаться от оказания помощи одной стороне в ущерб другой; уважать достоинство, честь и суверенные права спорящих сторон. Формами участия посредника в переговорах являются: предложения, советы, рекомендации как по существу спора, так и по процедуре его решения. Однако окончательное решение по существу спора принимают спорящие стороны. Для осуществления своих функций посредник должен получить согласие обоих спорящих государств. Этим посредничество отличается от добрых услуг.

В отечественной внешнеполитической практике известны случаи применения добрых услуг и посредничества. Например спор между Индией и Пакистаном в 1966 г. удалось разрешить с помощью добрых услуг СССР, переросших затем в посредничество, итогом которого явилось подписание Ташкентской декларации. Спорившие стороны взяли на себя обязательство не прибегать к силе, возобновить нормальную деятельность дипломатических представительств, отвести свои войска на прежние позиции. В 1972 г. добрые услуги нашей страны вновь привели Индию и Пакистан к подписанию соглашения о прекращении вооруженных столкновений и нормализации отношений. В 1962 г, когда наступил Карибский кризис, возникла реальная опасность обмена ядерными ударами между СССР и США, правительства этих стран приняли добрые услуги и посредничество Генерального секретаря ООН, и мир на планете удалось сохранить.

Для урегулирования споров государства вправе создавать следственные или согласительные комиссии (согласно ст. 33 Устава ООН, прибегать к «обследованию»). Следственные комиссии имеют своей задачей точное установление фактов, связанных со спором. Согласительные комиссии, помимо установления фактической стороны спора, вносят предложения по его урегулированию. Комиссии не решают спор по существу. Это делают сами спорящие стороны на основании выводов согласительных или следственных комиссий.

Порядок формирования и функционирования следственных и согласительных комиссий регулируется Конвенцией о мирном решении международных столкновений (1907). Комиссии создаются на основе особого соглашения между спорящими сторонами, как правило, из граждан спорящих сторон с участием представителей государств, не участвующих в споре. Решения комиссий по существу спора принимаются большинством голосов в присутствии всех членов комиссии, и они не обязательны для спорящих сторон. В практике международных отношений известны случаи обращения к следственным и согласительным комиссиям.

Внешнеполитическая практика Российского государства породила разновидность согласительных комиссий – институт пограничных представителей для разрешения пограничных инцидентов и конфликтов, являющийся по существу своеобразной формой постоянной согласительной процедуры.

Разрешение споров в международных организациях (универсальных и региональных) предусмотрено в Уставе ООН; большое внимание уделено вопросам мирного урегулирования споров (ст. 20). В Уставе ООН определяются права и обязанности Генеральной Ассамблеи, Совета Безопасности, Международного суда в деле решения споров. Так, согласно ст. 14 Устава, Генеральная Ассамблея уполномочена рекомендовать меры мирного улаживания любой ситуации, которая может привести к угрозе международному миру. Широкими полномочиями в деле мирного разрешения споров обладает Совет Безопасности ООН. Он может оказывать добрые услуги и осуществлять посредничество, а также расследование и примирение. Мирное разрешение споров – одно из полномочий Совета Безопасности, который рассматривает прежде всего такие споры и ситуации, продолжение которых может угрожать международному миру и безопасности. Если характер спора или ситуации не ясен, то Совет Безопасности может расследовать их, чтобы определить, не могут ли они представлять угрозу международному миру (ст. 34). Государства – члены ООН могут доводить до сведения Совета Безопасности о любом таком споре или ситуации. Совет Безопасности может в любой стадии спора рекомендовать надлежащую процедуру или методы урегулирования спора; при этом он исходит из того, что споры юридического характера передаются в Международный суд ООН (ст. 36). Если Совет Безопасности считает, что продолжение спора может угрожать международному миру, то он вправе рекомендовать такие условия разрешения спора, какие сочтет подходящими (ст. 37).

В учредительных актах региональных организаций содержатся положения о разрешении споров, которые могут возникнуть между государствами – членами этих организаций. Например, этот вопрос подробно регламентирован в Хартии Африканского Единства. Для претворения в жизнь принципа мирного урегулирования споров в ст. 7 и 19 Хартии предусмотрено создание Комиссии по посредничеству, примирению и арбитражу, являющейся постоянным и одним из главных органов ОАЕ. Ее состав, структура и полномочия определены Протоколом (1964). Роль посредника ограничивается примирением мнений и претензий сторон; посредник в кратчайший срок делает предложения сторонам в письменной форме; если меры примирения, предложенные посредником, приняты, они становятся основой протокола о соглашении между сторонами (Протокол, ст. 21). Основанием процедуры примирения служит поданная на имя председателя Комиссии петиция одной или обеих спорящих сторон (Протокол, ст. 22). По получении петиции с согласия сторон создается Совет примирителей, в обязанность которого входит выяснение проблем спора и предпринятие усилий для обеспечения согласия между сторонами на взаимоприемлемых условиях (Протокол, ст. 24).

Судебные средства разрешения международных споров включают в себя международный арбитраж (третейское разбирательство) и судебное разбирательство в Международном суде ООН. Отличие арбитража от Международного суда носит главным образом организационный характер. Состав арбитража для рассмотрения каждого конкретного спора зависит от воли конфликтующих сторон. Но между арбитражем и рассмотрением спора в Международном суде много сходного: юридическая обязательность выносимых ими решений, взаимное согласие спорящих сторон на обращение в арбитраж и Международный суд и др.

Международный арбитраж (третейский суд) – это разбирательство отдельного спора, осуществляемое третьей стороной (арбитром); решения его обязательны для спорящих сторон. Также это временный судебный орган, характерными чертами которого являются: согласие обеих сторон на разбирательство спора; назначение арбитра самими спорящими сторонами; процедура рассмотрения спора, которая определяется спорящими сторонами; обязательность решения арбитража для спорящих сторон. Компетенция, процедура, порядок организации арбитража закреплены в Гаагской конвенции о мирном разрешении международных столкновений (1899). В соответствии с Конвенцией в Гааге была создана Постоянная палата третейского суда (ППТС). Ее цель – облегчить государствам обращение к третейскому суду в случае, если между ними возникает спорная ситуация. В состав Палаты назначаются специалисты в области международного права сроком на шесть лет; каждое государство – участник Конвенции назначает четырех своих представителей. Назначенные лица вносятся в особый список, который рассылается государствам.

Переданные в Палату дела рассматриваются не самой Палатой, а третейским судом, образуемым из судей, включенных в список. Канцелярией Палаты служит Международное бюро, которое возглавляется Постоянным административным советом, состоящим из дипломатических представителей государств, аккредитованных в Гааге, и министра иностранных дел Нидерландов, исполняющего обязанности председателя Совета.

В прошлом государства часто обращались к арбитражному рассмотрению споров. История арбитража ведет свое начало от Договора Джея (1794), заключенного США и Великобританией. В этом договоре о дружбе, торговле и судоходстве для урегулирования отдельных проблем предусматривалось создание смешанных комиссий, состоящих из равного числа американских граждан и британских подданных. Наиболее известный случай арбитражного разрешения споров в XIX в. – дело крейсера «Алабама». Он побудил государства задуматься о постоянном международном суде, отвечающем за мирное разрешение споров, с тем чтобы устранить необходимость создания специальных судебных органов для решения каждого отдельного спора, который может быть решен в порядке арбитражного производства.

Идея международного арбитража стала приобретать правовые формы на Гаагских конференциях мира, созванных по инициативе российского императора Николая II (1899 и 1907). Представленные на конференции 1899 г. 26 государств подписали Конвенцию о мирном разрешении международных столкновений и учреждении Постоянной палаты третейского суда, которая начала работать в 1902 г. и существует поныне. Она независима от всех других международных организаций. Сторонами Конвенции являются 89 государств. Хотя Постоянная палата имеет Международное бюро, находящееся в Гааге и выполняющее функции судебной канцелярии, она в действительности не является постоянным судом или арбитражным органом. Бюро ведет список юристов (до четырех человек от одного государства-участника, которые вместе составляют так называемую «национальную группу» этого государства), из которого соответствующие стороны спора могут выбирать членов арбитражного трибунала.

Современная практика третейского разбирательства свидетельствует о том, что Постоянная палата третейского суда предлагает широкий диапазон процедур разрешения споров (установление фактов, примирение и различные виды арбитража) государствам и сторонам, не являющимся государствами (например, международным организациям, частным юридическим или физическим лицам). Благодаря этому она во все большей степени участвует в разрешении коммерческих и финансовых споров.

Международное бюро ППТС выполняет функции секретариата во время различных арбитражных разбирательств (например, арбитражное разбирательство спора между Эритреей и Йеменом в отношении права на острова в Красном море, которое было завершено в 1999 г.) и оказывает техническую или административную помощь арбитражным трибуналам, учрежденным вне рамок ППТС (например, Трибунал по рассмотрению претензий Ирана и США, учрежденный для рассмотрения взаимных претензий граждан этих стран после кризиса, который возник в связи со взятием заложниками 52 американцев в посольстве США в Тегеране в 1979 г).

Процедуры ППТС основываются исключительно на согласии сторон, которое достигается по различным основаниям и процедурам (например, формулировки вопросов, которые должны быть представлены на арбитражное разбирательство; назначения арбитров) до начала арбитража. Это главный мотив проведения второй Гаагской конференции мира (1907), когда несколько государств обратились с призывом учредить постоянный международный трибунал, который разрешал бы споры, применяя судебные процедуры, характеризующиеся в большей степени элементом принуждения, чем арбитража.

Вместе с тем арбитраж как мирное средство решения споров между государствами предусмотрен Уставом ООН (ст. 33). Генеральная Ассамблея ООН еще в 1958 г. одобрила примерные правила арбитражного рассмотрения (Рез. 1262/XIII). Однако они не обрели обязательного характера.

Первым международным судебным органом в истории мирного разрешения споров была Постоянная палата международного правосудия, учрежденная в 1920 г. под эгидой Лиги Наций. В период с 1922 по 1940 г. она вынесла решения по 29 спорам государств и приняла 27 консультативных заключений, из которых практически все были выполнены. Палата также внесла важный вклад в развитие международного права. Ее деятельность была прервана Второй мировой войной, и в 1946 г. вместе с Лигой Наций Палата была распущена, а ее преемником стал Международный суд ООН.

Компетенция, организация и процедура Международного суда ООН определяются Статутом, являющимся неотъемлемой частью Устава ООН.Государства, не входящие в состав ООН, являются участниками Статута Международного суда на условиях, которые в каждом отдельном случае определяются Генеральной Ассамблеей ООН по рекомендации Совета Безопасности ООН. Международный суд ООН состоит из 15 членов, избираемых Генеральной Ассамблеей и Советом Безопасности (независимо друг от друга) абсолютным большинством голосов. В целях ограждения процесса выдвижения кандидатур от политического влияния непосредственное выдвижение кандидатур производится не правительствами, а группами юристов («национальными группами») в Постоянной палате третейского суда или – в случае стран, не являющихся ее участниками, – группами, учрежденными в аналогичном порядке. Каждая группа юристов выставляет до 4 кандидатов, причем не более 2 кандидатов могут состоять в гражданстве одного государства.

Судьями являются лица из разных государств, представляющие разные культуры и разные правовые системы. Суд избирает председателя и вице-председателя (на 3 года), а также назначает секретаря (на 7 лет). Согласно ст. 9 Статута, состав Суда должен обеспечить представительство главнейших форм цивилизации и основных правовых систем мира. Суд имеет постоянный Секретариат, который помогает Суду в выполнении им своих обязанностей.

В целях обеспечения определенной преемственности в составе Суда не все сроки полномочий 15 судей истекают в одно и то же время. Каждые 3 года проводятся выборы одной трети членов Суда. Члены Суда не могут исполнять никаких других политических или административных должностных обязанностей и не в праве посвящать себя никакому другому занятию профессионального характера; при исполнении ими обязанностей членов Международного суда они пользуются дипломатическими привилегиями и иммунитетами, которые предоставляются им в интересах отправления международного правосудия, а не в личных целях.

Судьи избираются вне зависимости от их гражданства из числа лиц, удовлетворяющих требованиям, предъявляемым в их странах для назначения на высшие судебные должности, или являющихся юристами с признанным авторитетом в области международного права. Должность судьи Международного суда ООН – вершина юридической карьеры, признанная в международной юридической практике. До избрания многие члены Суда были юрисконсультами в министерствах иностранных дел их стран, профессорами международного права, послами или судьями верховного суда.

В состав Суда не может входить более одного гражданина от каждого государства. Представительство главнейших форм цивилизации и основных правовых систем мира выражается в следующем распределении мест в Суде по главным регионам мира: три – от Африки, два – от Латинской Америки, три – от Азии, пять – от Западной Европы и других государств (включая Канаду, Соединенные Штаты, Австралию и Новую Зеландию) и два – от Восточной Европы (включая Россию). Это распределение соответствует распределению мест в составе Совета Безопасности ООН. Хотя ни одно государство не имеет автоматического права на членство, в состав Суда всегда входят судьи, являющиеся гражданами государств – постоянных членов Совета Безопасности, за исключением Китая, национальная группа которого не назначала кандидата в течение 1967–1984 гг.

Местонахождение Суда – Нидерланды, однако его заседания могут проводиться и в другой стране. Дворец мира, где расположен Суд, стоит в центральном парке Гааги. Здесь же находятся одна из самых крупных в мире библиотек по вопросам международного публичного права, а также курсы Гаагской академии международного права.

Международный суд является гражданским судом, наделенным определенной компетенцией (разрешение споров между государствами и вынесение консультативных заключений органам и специализированным учреждениям ООН) и не имеющим вспомогательных органов. Главная задача Международного суда ООН состоит в разрешении международных споров, переданных ему государствами. Решения Суда принимаются большинством голосов присутствующих на заседании судей, при кворуме не менее девяти членов. Решения обязательны лишь для участвующих в споре государств и лишь по данному делу. В соответствии с п. 1 ст. 94 Устава ООН каждый член ООН обязуется выполнить решение Международного суда по тому делу, в котором он является стороной. Решения суда окончательны и обжалованию не подлежат. В случае отказа одной из сторон выполнить решение Международного суда Совет Безопасности ООН может сделать рекомендации или решить о принятии мер для приведения решения в исполнение (Устав ООН, ст. 94, п. 2).

Компетенция суда определена в гл. XIV Устава ООН (ст. 92–96) и в гл. II Статута Суда (ст. 34–48). Согласно этим положениям, Международный суд компетентен: а)разрешать споры между государствами; б) давать консультативные заключения. Сторонами по делам, разбираемым Судом, могут быть только государства (Статут Суда, ст. 34, п. 1). Согласно ст. 93 Устава ООН, члены ООН ipso facto соглашаются с положениями Статута Суда. Положение Устава ООН о том, что только государства могут обращаться в Международный суд, означает, что Суд неправомочен рассматривать споры, в которых хотя бы одной стороной является физическое или юридическое лицо. Международный суд не обладает уголовной юрисдикцией и, следовательно, не может судить физических лиц (например, военных преступников). Эта задача входит в компетенцию национальных судебных органов, специальных уголовных трибуналов, учрежденных ООН, таких, как Международный уголовный трибунал по бывшей Югославии и Международный уголовный трибунал по Руанде, а также Международный уголовный суд.

Международный суд ООН следует отличать от Европейского суда, находящегося в Люксембурге и занимающегося исключительно делами, связанными с Европейским союзом, а также от Европейского суда по правам человека (Страсбург, Франция) и Межамериканского суда по правам человека (Сан-Хосе, Коста-Рика), где рассматриваются дела о нарушениях конвенций по правам человека, в соответствии с которыми эти суды были учреждены. Эти суды могут рассматривать дела, переданные на их рассмотрение частными лицами против государств и других ответчиков.

Международный суд ООН отличается от специализированных международных трибуналов (таких, например, как Международный трибунал по морскому праву). Он не является: верховным судом, в котором можно обжаловать решения национальных судов; высшей инстанцией для физических лиц; апелляционным судом, рассматривающим решение какого-либо международного трибунала. Однако Суд имеет право выносить решения о законности международных арбитражных решений по делам, в отношении которых он обладает высшей юрисдикцией.

Международный суд ООН может выносить решения по спорам, связанным с поддержанием международного мира и безопасности и представленным на его рассмотрение. Хотя он ограничивается, как правило, юридическими аспектами этих споров, тем не менее он вносит свой вклад в дело поддержания международного мира и безопасности.

Международный суд ООН вправе рассматривать дело лишь в том случае, если соответствующие государства дали согласие на то, чтобы стать стороной разбирательства в Суде (принцип согласия сторон). Это основополагающий принцип, регулирующий разрешение международных споров, поскольку государства являются суверенными и имеют свободу выбирать средства разрешения споров между ними. Так, в п. 1 ст. 36 Статута Суда говорится, что к ведению Суда относятся все дела, которые будут переданы ему сторонами.

Государство может выразить свое согласие тремя способами: специальным соглашением; ссылкой на статью в договоре; односторонним заявлением. Из 5 постоянных членов Совета Безопасности ООН лишь Великобритания сделала такое заявление, которое в настоящее время действует. Ранее аналогично поступили Франция и США, однако они отозвали свои заявления, в то время как Китай и Россия никогда не делали заявлений о признании юрисдикции Суда.

Государство, которое признало юрисдикцию Суда, может, после того как его привлекло к суду другое государство, счесть, что такая юрисдикция не является применимой, если, по его мнению, спор с этим другим государством отсутствует или не носит правового характера или если его согласие признать юрисдикцию Суда не применимо к рассматриваемому спору.

Международный суд ООН компетентен давать консультативные заключения по юридическим вопросам. Согласно ст. 96 Устава ООН, право запроса у Международного суда консультативных заключений принадлежит Генеральной Ассамблее и Совету Безопасности. По своей юридической природе консультативное заключение является лишь выражением мнения международных судей по конкретному вопросу международного права, т. е. рекомендацией, и не имеет обязательной юридической силы.

Государства не имеют постоянных представителей, аккредитованных при Суде, пока их дело не будет передано на рассмотрение Суда. Представитель правительства может быть послом в Нидерландах или руководителем министерства иностранных дел, выступать от имени своего правительства и брать на себя обязательства от его имени. Представитель вправе привлекать для помощи поверенных и адвокатов. На этих лиц распространяются привилегии и иммунитеты, необходимые для выполнения ими своих обязанностей.

Рассмотрение дела в Международном суде состоит из двух частей: письменной и устной. В письменном виде Суду передаются соответствующие документы и материалы. Слушание свидетелей, экспертов, представителей, поверенных и адвокатов происходит, как правило, публично. Решение принимается на совещании, которое происходит в закрытом заседании; большинством голосов присутствующих судей. Судьи могут представлять особое мнение.

За время своего существования Суд рассмотрел более 120 дел 1 , 80 процентов из которых – споры между государствами, а 20 процентов – просьбы о вынесении консультативных заключений, представленные органами или специализированными учреждениями ООН.

Страны прибегали к Суду чаще во время разрядки, чем во времена «холодной войны» и международной напряженности. В 1999 г. число дел увеличилось до 25 – это немного по меркам национальных судов. Однако несоизмерима значимость этих дел. Ограничен и круг участников международных процессов. К Суду имеют доступ лишь около 210 субъектов международного права.

Свое первое решение Суд вынес 9 апреля 1949 г. по делу об инциденте в проливе Корфу. Суть дела: 22 октября 1946 г. британская эскадра в составе двух крейсеров и двух миноносцев следовала через пролив Корфу; во время следования один крейсер натолкнулся на мину; другой, поспешивший ему на помощь, также подорвался на мине; 44 английских моряка погибли, 42 были ранены. После этого британские тральщики подвергли разминированию северную часть пролива Корфу, являвшуюся территориальными водами Албании, что явилось грубым нарушением суверенитета Албании. При вынесении решения Суд не установил вины Албании, исходя из того, что Албания не могла не знать об установке мин в проливе Корфу. Решение Суда оказалось непоследовательным: с одной стороны, Суд признал, что Великобритания грубо нарушила суверенитет Албании; с другой – обязал Албанию возместить причиненным ущерб свыше 200 тысяч фунтов стерлингов (см.: Крылов С.Б. Международный суд. М., 1958. С. 79-101). Окончательно спор был урегулирован только в 1992 г., когда Албания согласилась выплатить Великобритании компенсацию, в то время как Великобритания обязалась вернуть албанское золото, хранившееся в сейфах «Бэнк оф Ингленд» со времен Второй мировой войны.

На рассмотрение Суда государства представляют различные споры. Более половины дел касается территориальных и пограничных споров. Значительное число связано с вопросами морского права. Другая группа дел связана с вопросами юрисдикции, дипломатического и консульского права. Самые важные споры касались утверждений о незаконном применении силы. Кроме того, Суду адресуются просьбы вынести решение по претензиям коммерческого или частноправового характера одного государства к другому.

Суд внес существенный вклад в развитие свода правовых принципов, регулирующих порядок приобретения и делимитации территории. Например, в 1962 г. Суд вынес решение о том, что храм Преах-Вихеар, место паломничества и богослужения кхмеров, находившийся под контролем Таиланда с 1954 г., располагается на территории Камбоджи, и что поэтому Таиланд должен вывести оттуда свои полицейские и вооруженные силы, а также возвратить все имущество храма. Таиланд выполнил решение Суда.

В 1986 г. в деле о пограничном споре между Буркина-Фасо и Мали стороны полностью признали пограничную линию, установленную Судом.

В 1992 г. Суд положил конец спору Сальвадора и Гондураса по поводу их сухопутных и морских границ, тянувшемуся 90 лет.

В 1994 г. Суд решил территориальный спор между Ливией и Чадом относительно так называемой полосы Аозу, района площадью 125 тысяч км 2 в пустыне Сахара, из-за которой эти государства не раз воевали. Суд вынес решение в пользу Чада, и несколько месяцев спустя все ливийские войска, оккупировавшие эту территорию, были выведены под контролем наблюдателей Совета Безопасности ООН.

В 1999 г. Суд разрешил сложный пограничный спор между Ботсваной и Намибией в отношении острова на реке Чобе. Он постановил, что остров Касикили (Седуду) принадлежит Ботсване, и Намибия подчинилась этому решению.

Практика Суда была учтена в Конвенции о территориальном море и прилежащей зоне (1958) и Конвенции ООН по морскому праву (1982). Вдокументы были включены нормы о мирном проходе через международные проливы и об обязательствах прибрежных государств. Суд также внес вклад в дело развития концепции континентального шельфа и установил метод определения его границ. В двух делах, возбужденных в 1969 г. ФРГ и Данией, а также ФРГ и Нидерландами, и касающихся континентального шельфа Северного моря, Суд дал полновесное юридическое определение шельфа. Кроме того, несколько раз Суд осуществлял делимитацию континентальных шельфов – например, в следующих делах: Тунис/Ливия (1982); Ливия/Мальта (1985); Канада/США (о делимитации морской границы в районе залива Мэн, 1984); Дания/Норвегия (о делимитации морского пространства в районе между Гренландией и островом Яан-Майен, 1993).

Суд также вынес справедливые решения по вопросам гражданства, права на убежище, иммунитета. Одним из наиболее известных примеров является спор между Колумбией и Перу в 50-х годах XX в., касающийся В. – Р. де ла Торре. Этот перуанский политик нашел убежище в посольстве Колумбии в Лиме после того, как был обвинен в организации заговора в целях осуществления военного государственного переворота. В своем решении, принятом в ноябре 1950 г., Суд постановил, что Колумбия как государство, предоставившее убежище, не должна заниматься квалификацией преступления (политического или общеуголовного), совершенного беженцем. Поэтому Суд пришел к выводу о том, что убежище не было предоставлено на законной основе, и счел, что Республика Перу не обязана предоставлять гарантии безопасности беженцу, чтобы он мог покинуть страну. В последующем решении, вынесенном через восемь месяцев, Суд пришел к выводу о том, что Колумбия не обязана передавать беженца Перу. В итоге спор был урегулирован путем переговоров, и Торре покинул Перу в 1953 г, проведя пять лет в посольстве Колумбии.

Суду приходилось рассматривать дела, связанные с дипломатическим и консульским правом. В 1979 г. США возбудили дело, касающееся захвата их посольства и задержания их дипломатического и консульского персонала в Тегеране после того, как режим шаха Ирана был свергнут, а Аятолла Хомейни стал руководителем страны. В своем решении (1980) Суд постановил, что Иран обязан освободить заложников, возвратить посольские помещения и выплатить США возмещение. Суд не установил сумму этого возмещения, поскольку впоследствии стороны заключили Алжирские соглашения, в соответствии с которыми американские заложники были освобождены.

Государства обращались к Суду для защиты частных или коммерческих интересов. В 50-х годах XX в. Лихтенштейн предъявил претензию Гватемале от имени Ф. Ноттебома, бывшего гражданина Германии, который в 1939 г. получил гражданство Лихтенштейна. Однако в вынесенном в 1955 г. решении Суд постановил, что эта претензия не является приемлемой: гражданство Ноттебома не основывалось на подлинной предыдущей связи с Лихтенштейном, так как цель его натурализации заключалась в приобретении статуса гражданина нейтральной страны во время войны.

Бельгия предъявила претензию к Испании в связи с принятыми некоторыми органами Испании решениями по делу о банкротстве компании «Барселона трэкшн, лайт и пауэр лимитед» (1948). Акционерный капитал этой компании в значительной степени принадлежал бельгийским подданным. Бельгия требовала возмещения за ущерб, нанесенный ее подданным, однако в вынесенном в 1970 г. решении Суд постановил, что Бельгия не обладает для этой цели процессуальной правоспособностью.

Суд рассматривал вопросы вмешательства одного государства в дела другого, а также вопросы применения силы. В 1986 г. в деле, возбужденном Никарагуа (тогда у власти находилось сандинистское правительство) против США в связи с американской поддержкой никарагуанских контрас. Суд постановил, что США, поддерживая эти силы и ставя мины около портов этой страны, нарушили свои международно-правовые обязательства не вмешиваться в дела другого государства, не применять силу в отношении другого государства и не посягать на суверенитет другого государства, а также не препятствовать мирной морской торговле. Суд постановил, что США должны выплатить возмещение. Однако Никарагуа отозвала свой иск, прежде чем была определена сумма возмещения.

В апреле 1999 г. в разгар косовского кризиса Югославия обратилась к Суду с просьбой об указании временных мер, с тем чтобы положить конец бомбардировкам югославской территории авиацией НАТО. Однако Суд постановил, что он не обладает юрисдикцией для указания таких мер.

Суд оказался бессилен предотвратить применение военной силы. Но этот главный судебный орган ООН способствовал укреплению мира. Однако в ряде случаев Суду удавалось смягчать напряженные ситуации, содействовать нормализации отношений между государствами и возобновлять переговорные процессы, зашедшие в тупик.

Суд не является последней инстанцией в процессе разрешения споров. Государства могут обращаться к нему, используя одновременно другие методы разрешения споров, понимая, что такие действия могут дополнять работу Совета Безопасности и Генеральной Ассамблеи, а также двусторонние переговоры.

Суд не может заниматься рассмотрением дел по своей собственной инициативе. Статут Суда не наделяет его правом проводить расследования и выносить по своей инициативе решения, касающиеся действий суверенных государств, или рассматривать их внутренние дела. Он также не может предъявлять обвинения.

Однако это не означает, что действия Международного суда малоэффективны. Результаты работы Суда фиксируют исторически сложившуюся реальность и расстановку сил на геополитической арене. В современном динамичном мире наиболее ценным является сдерживающее воздействие Суда на международные отношения. Так, в 1973 г. Австралия и Новая Зеландия по отдельности возбудили дела против Франции в связи с ее предложением проводить ядерные испытания в атмосфере южной части Тихого океана. Франция не признала юрисдикцию Суда и не участвовала в разбирательстве. Однако после того как Суд принял соответствующее решение, Франция объявила о своем намерении прекратить ядерные испытания. В своих решениях (1974) Суд постановил, что заявления Австралии и Новой Зеландии утратили силу в связи с изменившимися обстоятельствами.

Выполняя свои задачи, Суд способствует развитию международного права. Суд не вправе формулировать новые договоры, однако может разъяснять, совершенствовать и толковать нормы международного права с учетом современных условий и констатировать формирование новых правовых направлений. Поскольку решения Суда имеют силу прецедента и представляют собой наиболее авторитетное толкование международного права, государства и международные организации обязаны руководствоваться ими и учитывать решения Суда при разработке проектов новых норм международного права и внутригосударственного законодательства.

В соответствии со статьей 33 Устава ООН стороны, участвующие в споре, продолжение которого могло бы угрожать поддержанию международного мира и безопасности, должны прежде всего стараться разрешить его посредством переговоров, посредничества, примирения, арбитража, судебного разбирательства, обращения к региональным органам или соглашениям или иных мирных способов по своему выбору. Поэтому сразу же необходимо отметить, что перечень способов решения международных споров не является ограниченным и подлежит расширительному толкованию.
Непосредственные переговоры предполагают установление контакта и обмен мнениями между государствами, что спорят, с целью достижения соглашения по различным вопросам. Под добрыми услугами международное право понимает совокупность действий государств, не участвующих в данном споре, или других субъектов международного права, направленных на установление или возобновление прямых переговоров между теми, кто спорит, с целью создания благоприятных условий для мирного разрешения спора. Посредничество - это содействие государств или других субъектов международного права, не участвующих в данном споре, с целью мирного урегулирования споров. Под международной следственной процедурой понимается расследование международным органом конкретных обстоятельств и фактических данных, лежащих в основе межгосударственного разногласия. Международная согласительная процедура предполагает рассмотрение споров в создаваемых сторонами на паритетных началах органах с целью выработки проекта соглашения. Международный арбитраж (третейский суд) - это организованный на основе соглашения сторон разбирательство спора отдельным лицом (арбитром) или группой лиц (арбитрами). Причем состав арбитров, порядок деятельности суда, а также подлежащие применению нормы права определяются соглашением спорящих сторон; в процессе участвуют представители сторон, процесс возглавляет супер-арбитр, избираемый сторонами; решение арбитража носит обязательный характер. Рассмотрение международных споров в Международном Суде предполагает обращение спорящих сторон, в специально создаваемый на основе международных договоров постоянный орган, призванный решать международные споры путем судебной процедуры. Возможно разрешение споров в международных организациях, а также разрешения споров другими способами. Рассмотрим кратко каждый из названных мирных способов решения международных споров.
Международный спор - формально (объективно) выраженное противоречие между субъектами международного права по вопросу факта или права.
Устав ООН различает споры и ситуации. Последняя «может привести к международным осложнениям или вызвать спор” (ст. 34), то есть имеет место, когда столкновение интересов государств не сопровождается явным выдвижением претензий, хотя и порождает определенные трения между ними и напряженность. "Ситуация" не определяется четко очерченными требованиями одного государства к другому, но согласно Уставу ООН в ситуации сторона не должна сдерживаться во время голосования по этому вопросу в Совете Безопасности, а в споре - нет. отсюда считают, что по смыслу ситуация шире, чем спор.
В международную процедуру примирения входит деятельность следственных и согласительных комиссий, имеющих целью помочь разрешению спора путем достижения непосредственного соглашения между сторонами.
Задача следственных комиссий заключается в выяснении фактических обстоятельств спора.
Следственные комиссии в международной практике используются достаточно редко. Шире используются согласительные комиссии, что является относительно новым способом разрешения международных споров. В статье 33 Устава ООН этот способ совместно со следственными комиссиями обозначено понятиями «обследование» и «примирение».
Согласительные комиссии формируются так же, как и следователи. Однако они имеют более широкие полномочия, чем последние, потому что могут не только выяснять и устанавливать фактические обстоятельства, но и рекомендовать возможное решение этого спора. Но все же, в отличие от суда и арбитража, окончательное решение по делу принимается сторонами, которые не связаны выводами комиссии.
36.

В пункте 1 статьи 33 Устава ООН перечислены мирные средства урегулирования международных споров, одним из которых является судебное разбирательство, а именно международный суд, функционирующий постоянно .

Этот институт международного права приобрел особое значение в связи с запрещением агрессивной войны, ставшим после Второй мировой войны обязательной нормой международного права. Использование международного правосудия совместно с другими методами мирного призвано служить делу мирного сосуществования и развитию международного сотрудничества.

Поскольку международное правосудие представляет собой рассмотрение споров между субъектами международного права, можно проследить связь проблем организации и деятельности Международного Суда с принципиальными проблемами международного права и его институтов - государственным суверенитетом, основными правами и обязанностями участников международного общения, равноправием государств на международной арене, взаимным невмешательством во внутренние дела и целым рядом других.

Эта связь проявляется в практической деятельности Международного Суда ООН. В своей практике Международный Суд сталкивается со всеми этими вопросами при решении конкретных дел. Эта же связь существует и при разработке теоретических проблем международного правосудия.

Соотношение принципов международного правосудия и основных начал международного права, соответствие ему норм, регулирующих деятельность и организацию Международного Суда - все это занимает одно из центральных мест в разработке проблем международного правосудия. Причем большое значение для решения этих проблем имеет вопрос о компетенции Международного Суда.

Исходя из статьи 92 Устава ООН Международный Суд является главным судебным органом ООН. Его учреждение означало реализацию пункта 1 статьи 33 Устава ООН в той части, которая предусмотрела в качестве одного из мирных средств разрешения международных споров возможность организации судебного разбирательства .

Его основное назначение состоит в том, что он должен разрешать любые международные споры, которые будут переданы ему спорящими государствами.

Состоящий из 15 судей, избираемых Генеральной Ассамблеей и Советом Безопасности, Международный Суд занимается урегулированием споров между государствами. Участие государств в судебных разбирательствах носит добровольный характер, однако если государство соглашается на это, то оно обязано подчиняться решению Суда. Суд также занимается подготовкой консультативных заключений по запросам Генеральной Ассамблеи и Совета Безопасности.

Статут Международного Суда вместе с главой ХIV Устава ООН, неотъемлемой частью которого он является, был разработан на конференции в Думбартон-Оксе (1944 год), в Комитете юристов в Вашингтоне и на конференции в Сан-Франциско 1945 года.

Все члены ООН являются одновременно участниками Статута Суда, а не члены ООН могут стать такими участниками на условиях, определяемых Генеральной Ассамблеей ООН по рекомендации Совета Безопасности (статья 13 Устава ООН). Суд открыт для каждого отдельного дела и для других государств-неучастников Статута на условиях, определяемых Советом Безопасности (статья 35 Статута).

Суд расположен в Гааге, однако, это не препятствует ему выполнять свои функции в любом другом месте. Согласно пункту 1 статьи 23 Статута Суд заседает постоянно, за исключением судебных вакаций, сроки и длительность которых устанавливаются Судом.

Компетенция Международного Суда определена в главе II (статьи 34-38), а также в главе IV (статьи 65-68) Статута Суда. Эти главы Статута устанавливают границы компетенции Международного Суда.

Компетенция Суда распространяется лишь на споры между государствами. Суд не может рассматривать споры между частными лицами и государством и тем более споры между частными лицами. Но и споры между государствами могут рассматриваться лишь с согласия всех сторон. Таким образом, компетенция Суда является для государства не обязательной, а факультативной.

Факультативный характер передачи государствами споров на разрешении суда проявляется, в частности, в том, что, согласно пункту 1 статьи 36 Статута Международного Суда, «к ведению Суда относятся все дела, которые будут переданы ему сторонами.». Государства - участники Статута могут, однако, признать для себя компетенцию Суда обязательной по определенным категориям дел .

Общепринятым является положение, в соответствие с которым государство-истец должно обосновать компетенцию Суда в рассмотрении данного спора по существу. Более того, именно на это государство возлагается обязанность доказать факт существование спора и его юридическую природу. Нарушение этого положения делает претензию беспредметной и, таким образом, невозможным применение юрисдикции Международного Суда ООН.

Имеется большое количество договоров и конвенций, в соответствии с которыми государства обязались признавать в будущем юрисдикцию Суда. К ним относятся: двусторонние договоры, касающиеся всех или некоторых категорий споров, могущих возникнуть между двумя государствами, многосторонние конвенции, касающиеся одного или более категорий споров и т.д. (пункт 1 статьи 36 и статья 37 Статута).

Государства-участники Статута могут также принимать весьма широкие обязательства в соответствии с пунктом 2 статьи 36. Они могут в любое время заявить, что признают в отношении каждого государства, принявшего такие же обязательства, юрисдикцию Суда обязательной по всем правовым спорам, касающимся:

1) толкования договоров;

2) любого вопроса международного права;

3) наличие факта, которые, если он будет установлен, представляет собой нарушение международного обязательства;

4) характера и размеров возмещений, причитающихся за нарушение международного обязательства.

На практике юрисдикция Международного Суда несколько шире. Суд с определенными ограничениями может осуществлять косвенный контроль за законностью решений международных организаций, выступать в роли апелляционной инстанции и выносить заключения о пересмотре решений международных административных трибуналов. Случаев реализации Судом указанных полномочий достаточно много.

В качестве примера можно указать на решение от 12 ноября 1991 года по делу об арбитражном решении от 31 июля 1989 года (Гвинея-Бисау против Сенегала), которым он отклонил утверждение истца о недействительности арбитражного решения и его необязательности для тяжущихся сторон.

Важная роль в урегулировании международных споров принадлежит Суду Европейского Союза. Он компетентен, регулировать межгосударственные споры, аннулировать действие законодательных актов и решений, принимаемых другими главными органами ЕС, а также обязывать государства-члены ЕС выполнять взятые на себя обязательства. Суд ЕС может также дать толкование норм права ЕС.

Принципиальная особенность Суда ЕС состоит в том, что истцами в нем могут выступать все субъекты права ЕС, а именно органы ЕС, государства-члены ЕС, их юридические и физические лица, национальные судебные органы.

В состав суда входят 13 судей и 6 генеральных адвокатов, избираемых на шесть лет. Судопроизводство состоит из письменной и устной стадий. Дела обсуждаются на закрытых заседаниях. Решения оглашаются на открытых заседаниях и приобретают обязательную для сторон силу с момента вынесения.

Европейский суд по правам человека является главным судебным органом Совета Европы. Он уполномочен рассматривать споры между участниками Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. по поводу толкования и применения положений Конвенции и Протоколов к ней. Обязательная юрисдикция Европейского суда распространяется также на право Суда рассматривать индивидуальные петиции о нарушении прав человека.

Однако отдельные лица и неправительственные организации не имеют непосредственного доступа в Европейский суд. Предварительно петиции рассматриваются в Европейской комиссии по правам человека, которая и выносит решение относительно того, надлежит ли принимать эти петиции к рассмотрению в Европейском суде или нет.

Решения Европейского суда носят обязательный характер для государства или государств, против которых эти решения направлены.

Нечетко оформленный механизм мирного разрешения споров внутри СНГ содержится в Уставе СНГ, принятом в Минске 22 января 1993 г. В нем есть специальный раздел, озаглавленный «Предотвращение конфликтов и разрешение споров», а также ст. 32 «Экономический суд». Их положения распространяются на следующие категории конфликтных ситуаций и споров:

Конфликты на межнациональной и межконфессиональной основе, могущие повлечь за собой нарушение прав человека;

Споры между государствами-членами;

Споры, продолжение которых могло бы угрожать поддержанию мира или безопасности в Содружестве.

Первая категория споров подлежит урегулированию посредством переговоров или достижения договоренности о надлежащей альтернативной процедуре урегулирования споров (ст. 17). Относительно второй категории споров Совет глав государств правомочен в любой стадии спора рекомендовать сторонам надлежащую процедуру или методы его урегулирования (ст. 18).

Хотя различные международные арбитражные органы как способ мирного разрешения споров между государствами и не являются международными судебными органами, однако могут рассматриваться вместе с последними как органы по применению международной судебной процедуры, результатом которой является вынесение юридически мотивированных окончательных решений, имеющих обязательную силу .

Международный арбитраж - это третейский суд для рассмотрения споров, сторонами в которых являются государства и международные организации. Состав и порядок его деятельности определяется соглашением сторон, именуемым компромиссом. Существуют и такие способы передачи дела на международный арбитраж, как арбитражная оговорка в договоре и обязательный арбитраж, т.е. общие арбитражные договоры между сторонами.

Третейские суды, рассматривающие споры в области торговых и иных экономических отношений, возникающих между организациями и фирмами различных государств, следует отличать от третейских судов, которые могут рассматривать споры между государствами как субъектами международного права.

В международной практике известны два вида третейских судов: так называемые изолированные и постоянно действующие. Изолированный третейский суд создается сторонами специально для рассмотрения данного конкретного спора. Стороны сами определяют порядок создания третейского суда и правила рассмотрения в нем дела. После вынесения решения по делу такой суд прекращает свое существование. Он получил также название третейского суда adhoc (буквально - «для этого», т.е. для рассмотрения данного дела).

Формируется арбитраж из членов, назначаемых сторонами, и согласованного ими суперарбитра. Многосторонние договоры предусматривают возможность назначения суперарбитра международным должностным лицом, например Генеральным секретарем ООН. В большинстве случаев арбитраж состоит из трех арбитров. Но известны случаи решения споров и одним арбитром.

Стороны представлены в арбитраже своими агентами. Для передачи спора на разрешение третейского суда требуется так называемое третейское, или арбитражное, соглашение. Это соглашение сторон о том, что споры, которые уже возникли или возникнут в будущем между сторонами, будут переданы ими на рассмотрение третейского суда.

В основных многосторонних конвенциях по вопросам арбитража, выработанных под эгидой ООН, - Нью-Йоркской конвенции о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений 1958 года и Европейской конвенции о внешнеторговом арбитраже 1961 года (гл. 2) - под арбитражным соглашением понимаются как оговорка в письменном договоре, так и отдельное соглашение, подписанное сторонами или содержащееся в обмене письмами, телеграммами и т.п.

Эти конвенции устанавливают независимо от закона, применимого к основному контракту, специальные коллизионные правила для определения действительности арбитражного соглашения.

Положительное отношение к арбитражу как одному из подходящих способов разрешения споров было выражено в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Государства - участники совещания рекомендовали «организациям, предприятиям и фирмам своих стран в соответствующих случаях предусматривать арбитражную оговорку в коммерческих сделках и контрактах о промышленном сотрудничестве или специальных соглашениях».

Они предложили также, «чтобы положения об арбитраже предусматривали проведение арбитража на основе взаимоприемлемого регламента и допускали проведение арбитража в третьей стране, с учетом действующих межправительственных и иных соглашений в этой области».

Каждое государство и субъекты международного права обязаны разрешать споры между собой мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир, безопасность и справедливость.

Принцип мирного разрешения международных споров является императивным принципом международного права. Он закреплен в п. 3 ст. 2 Устава ООН, в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН 1970 г., Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г. и во многих других универсальных, региональных и двусторонних договорах.

Международные споры разрешаются на основе суверенного равенства государств и при соблюдении принципа свободного выбора средств в соответствии с обязательствами по Уставу ООН и принципами справедливости и международного права. Применение какой-либо процедуры урегулирования спора или согласие на такую процедуру, свободно согласованную между государствами в отношении существующих или будущих споров, в которых они являются сторонами, не должно рассматриваться как несовместимое с принципом суверенного равенства государств.

Государства, являющиеся сторонами в споре, должны продолжать соблюдать в своих взаимоотношениях их обязательства в соответствии с основными принципами международного права, касающимися , независимости и территориальной неприкосновенности государств, а также другими общепризнанными принципами и нормами современного международного права.

Устав ООН делит споры на две категории:

  1. особо опасные, продолжение которых может угрожать поддержанию международного мира и безопасности (ст. 34);
  2. любые другие споры (п. 1 ст. 33, п. 1 ст. 35, п. 1 ст. 36).

Наряду с термином «споры» в Уставе ООН употребляется понятие «ситуация» (ст. 34, п. 1 ст. 33). Ситуация также «может привести к международным трениям» или вызвать «спор».

Таким образом, деление международных конфликтов на споры и ситуации является условным и относительным. Ситуация - более широкое понятие, чем спор. Как споры, так и ситуации могут угрожать миру и безопасности, и в силу этого рассмотрение их входит в компетенцию Совета Безопасности, Генеральной Ассамблеи и других органов ООН.

Устав ООН, а также другие международные договоры не содержат четкого разграничения между политическими и юридическими спорами. Согласно п. 3 ст. 36 Устава ООН споры юридического характера должны, как общее правило, передаваться сторонами в Международный суд. Политические споры как наиболее важные и сложные (например, по территориальным проблемам, определению границ) решаются политическими средствами.

Перечень видов мирных средств в Уставе ООНне является исчерпывающим, а некоторые из них являются декларативно-рекомендательными.

Международно-правовые средства решения споров (конфликтов)

Декларация о принципах международного права 1970 г. указывает на то, что международные споры разрешаются на основе суверенного равенства государств и в соответствии с принципом свободного выбора средств мирного разрешения споров. Применение процедуры урегулирования спора или согласие на такую процедуру не должно рассматриваться как несовместимое с принципом суверенного равенства.

Согласно ст. 33 Устава ООН государства должны стремиться к скорейшему и справедливому разрешению своих международных споров путем:

  • переговоров;
  • обследования;
  • посредничества;
  • примирения;
  • арбитража;
  • судебного разбирательства;
  • обращения к региональным органам или соглашениям;
  • иными мирными средствами по своему выбору.

В поисках подобного урегулирования стороны должны согласовывать такие мирные средства, которые соответствовали бы обстоятельствам и характеру спора.

В своем развитии мирные средства разрешения споров не остаются неизменными. Они развиваются в зависимости от исторической эпохи и особенностей соотношения сил на международной арене.

Таким образом, к международно-правовым средствам решения споров (конфликтов) можно отнести :
1) Международные переговоры.
2) Консультации.
3) Международные следственные комиссии.
4) Примирительные комиссии.
5) Добрые услуги и посредничество.
6) Международный третейский суд.
7) Международные судебные органы:

  • Международный суд ООН
  • Международный трибунал по морскому праву.
  • Европейский суд по правам человека.

Международные переговоры

Они являются наиболее динамичным и эффективным средством разрешения споров. Не случайно в ст. 33 Устава ООН переговоры названы в числе основных средств урегулирования международных споров и конфликтов. Они позволяют принимать разнообразные варианты решения спорных вопросов. Признание государствами и межправительственными организациями этого принципа нашло отражение во многих договорах и учредительных актах организаций.

В ходе переговоров государства или международные организации могут принимать самые разнообразные варианты решения спорных вопросов. Переговоры не только являются средством урегулирования международного спора, но и выполняют функции вспомогательного средства. Практически все способы разрешения межгосударственных конфликтов всегда начинаются с непосредственных переговоров о применении этих способов и очень часто завершаются такими переговорами.

Переговоры могут быть двусторонними и многосторонними. Последним, как правило, придается форма международной конференции.

Международное право не устанавливает единообразного порядка ведения переговоров. Как показывает практика, нормальные переговоры проходят следующие основные стадии:

  • выступление государства или группы государств (например, ЕС) или иных субъектов международного права с инициативой проведения переговоров;
  • достижение договоренности между спорящими сторонами о переговорах (время, место, уровень и т. п.);
  • выработка процедуры ведения переговоров;
  • собственно переговоры;
  • принятие согласованного в ходе переговоров акта.

Переговоры различаются:
1) по предмету спора: переговоры по политическим, экономическим, социальным и другим вопросам;
2) по количеству участников:

  • двусторонние;
  • многосторонние;

3) по статусу участвующих должностных лиц:

  • на высшем уровне (глав государств, глав правительств);
  • на уровне министров иностранных дел;
  • послов или специально уполномоченных на это должностных лиц.

Консультации

Этот способ мирного разрешения споров сложился в начале XX в. Предметом консультаций являются обычно вопросы, имеющие жизненно важное значение для государств или международных организаций. В международной практике используются две разновидности консультаций: факультативные и обязательные.

Факультативными являются консультации, к которым стороны прибегают по взаимному согласию.

Применение обязательных консультаций предусмотрено в двусторонних и многосторонних международных договорах.

Международные следственные комиссии

Компетенция и порядок создания таких комиссий определяются Уставом ООН и ст. 9-35 Конвенции 1907 г. Комиссии учреждаются на основании особого соглашения между спорящими сторонами. Основная задача комиссий - облегчить разрешение споров выяснением вопроса факта посредством беспристрастного и добросовестного расследования.

Стороны вправе назначить при комиссии особых агентов с поручением представлять их и служить посредниками между ними и комиссией. Стороны, кроме того, могут поручить назначенным ими советникам или адвокатам излагать и поддерживать их интересы перед комиссией. В установленные сроки каждая сторона спора излагает комиссии и другой стороне факты и, в частности, представляет акты, бумаги и документы, а также список свидетелей и экспертов, которых она желает выслушать. руководит председатель комиссии. Члены комиссии вправе задавать каждому свидетелю вопросы, касающиеся существа спора. Совещания комиссии происходят при закрытых дверях и являются секретными. Любое решение комиссии принимается большинством голосов. Окончательный доклад комиссии по существу рассмотренного спора ограничивается лишь установлением фактов и не имеет характера третейского решения. За сторонами сохраняется полная свобода воспользоваться по своему усмотрению этими фактическими выводами.

Примирительные комиссии

Пока немногие международные договоры предусматривают создание примирительной комиссии для рассмотрения спора или конфликта. Наиболее обстоятельно порядок образования и деятельности такой комиссии изложен в ст. 85 Венской конвенции о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 г. В общих чертах он сводится к следующему.

Если спор не был разрешен в результате консультаций, то любое государство, участвующее в консультациях, может передать спор в примирительную комиссию и сообщить об этом письменно организации, при которой представлено такое государство, и другим государствам, участвующим в консультациях. Каждая примирительная комиссия состоит из трех членов: двух членов, назначаемых каждой из сторон в споре, и председателя.

Комиссия устанавливает свои собственные правила процедуры и принимает свои решения и рекомендации большинством голосов. Она может рекомендовать организации, если последняя на то уполномочена ООН, запросить консультативное заключение Международного суда относительно применения или Конвенции 1975 г.

Если комиссия не в состоянии достичь соглашения между сторонами в споре о разрешении спора в течение двух месяцев с момента назначения председателя, она должна подготовить в возможно короткий срок доклад о своей работе и направить его сторонам в споре. Доклад должен содержать заключения комиссии относительно фактов и вопросов права, а также рекомендации, которые она сделала сторонам в споре в целях содействия разрешению спора. Рекомендации комиссии не имеют обязательной силы для сторон в споре до тех пор, пока все стороны в споре не примут их. Тем не менее любая сторона в споре имеет право заявить в одностороннем порядке, что она будет выполнять относящиеся к ней рекомендации доклада.

В отличие от следственных комиссий, которые занимаются только установлением фактов, составляющих предмет международного спора, примирительные комиссии дают толкование фактам и выносят рекомендации в целях содействия разрешению спора .

Добрые услуги и посредничество

Согласно ст. 2 Конвенции 1907 г. государства в случае серьезного разногласия между ними обязаны прибегнуть к добрым услугам или посредничеству одной или нескольких дружественных стран. Право предлагать добрые услуги или посредничество принадлежит непричастным к спору государствам.

Задача посредника заключается «в согласовании противоположных притязаний и в успокоении чувства неприязни, если оно возникло между государствами, находящимися в споре» (ст. 4 Конвенции 1907 г.). Обязанности посредника прекращаются с того момента, когда одна из спорящих сторон или сам посредник удостоверятся, что предложенные средства примирения не были приняты. Добрые услуги и посредничество не являются обязательными. Они имеют исключительно значение совета.

В случае возникновения между государствами спора, представляющего опасность для мира и международной безопасности, спорящие государства избирают государство, которому оно поручает войти в контакт с государством, избранным другим государством с целью предупредить нарушение мирных отношений. Примирительный период не может превышать тридцати дней. В этот период спорящие государства прекращают всякие непосредственные отношения между собой по предмету спора. Государства-посредники должны приложить все свои старания по решению спора.

Добрые услуги или посредничество могут оказывать государства (в том числе коллективно) или международные организации. Оказывающие добрые услуги государство или международная организация сами в ходе переговоров не участвуют, если об этом не попросят спорящие стороны. При посредничестве третья сторона вправе участвовать в переговорном процессе и выдвигать устные или письменные предложения по существу спора.

Международный третейский суд

Согласно ст. 38 Конвенции о мирном разрешении международных столкновений 1907 г. по вопросам юридического характера (свойства) и преимущественно по вопросам толкования или применения международных договоров третейский суд признается государствами самым действенным и вместе с тем самым справедливым средством решения споров, не урегулированных дипломатическим путем. Конвенция рекомендует государствам-участникам обращаться в случае необходимости к третейскому суду. Одним из таких органов является созданная в 1899 г. Постоянная палата третейского суда (далее - Палата). Она находится в г. Гааге и компетентна для всех случаев третейского разбирательства. Каждое государство - участник Конвенции 1907 г. назначает не более четырех лиц, которые известны своими познаниями в вопросах международного права, пользовались бы полнейшим личным уважением и выразили бы готовность принять на себя обязанности третейского судьи. Члены Палаты назначаются на шестилетний срок. Полномочия их могут быть возобновлены. Назначенные лица вносятся в качестве членов Палаты в особый список, который сообщается всем государствам - участникам Конвенции 1907 г.

В настоящее время Палата рассматривает любые споры между государствами и международными организациями, юридическими и физическими лицами. Благодаря этому она во все большей степени участвует в разрешении споров коммерческого и финансового характера. Международное бюро Палаты выполняет также функции секретаря во время различных арбитражных разбирательств.

Международные судебные органы

Первым международным судебным органом в истории мирного разрешения споров была Постоянная палата международного правосудия (ППМП),учрежденная в 1920 г. под эгидой Лиги Наций. Государства могли обратиться в ППМП в одностороннем порядке и привлечь к разбирательству другое государство без необходимости предварительного соглашения между сторонами о передаче дела на рассмотрение Палаты.

Деятельность ППМП была прервана Второй мировой войной, и в 1946 г. она была распущена вместе с Лигой Наций. Ее заменил Международный суд ООН.

Международный суд ООН является универсальным судебным органом. Согласно Манильской декларации о мирном разрешении международных споров, одобренной XXXVII сессией Генеральной Ассамблеи ООН 15 ноября 1982 г., государства в полной мере сознают роль Международного суда, который является главным судебным органом ООН.

Международный суд ООН является старшим среди всех международных судов, и не только по историческому признаку, а прежде всего в силу своих широких возможностей по рассмотрению и разрешению спора. Любое государство, которое является участником Статута, может потенциально передать спор на рассмотрение этого Суда. Международный суд может рассмотреть любой вопрос, который касается международного права.

На Международный суд возложена двойная :

  1. разрешение в соответствии с международным правом споров, переданных ему на рассмотрение государствами;
  2. вынесение консультативных заключений по юридическим вопросам, запрашиваемых должным образом органами ООН и ее специализированными учреждениями.

Суд состоит из коллегии независимых судей, избранных вне зависимости от их из числа лиц высоких моральных качеств, удовлетворяющих требованиям, предъявляемым в их странах для назначения на высшие судебные должности, или являющихся юристами с признанным авторитетом в области международного права.

Суд состоит из пятнадцати членов, причем в его составе не может быть двух одного и того же государства.

Международный трибунал по морскому праву

Создан в соответствии с приложением VI Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. Местопребывание Трибунала - Гамбург, ФРГ.

Трибунал состоит из коллегии в составе 21 независимого члена, избранного из числа лиц, пользующихся самой высокой репутацией беспристрастности и справедливости и являющихся признанными авторитетами в области морского права. В составе Трибунала в целом должнобыть обеспечено представительство основных мира и справедливое географическое распределение. В его составе должно быть не менее трех членов от каждой географической группы, установленной Генеральной Ассамблеей ООН.

Трибунал может образовывать такие камеры, состоящие из трех или более его избираемых членов, которые он считает необходимыми для разбирательства конкретных категорий споров. Решение, принятое одной из камер, считается вынесенным самим Трибуналом.

Слушание дела проводится публично, если Трибунал не принял иного решения или если стороны не требуют, чтобы публика не была допущена.

Решение Трибунала принимается большинством голосов. В решении должны быть приведены мотивы, на которых оно основано. В нем указываются фамилии членов Трибунала, участвовавших в его принятии. Решение Трибунала является окончательным и выполняется всеми сторонами в споре.

Если Трибунал не принял иного решения, каждая сторона покрывает свои собственные издержки.

Европейский суд по правам человека

Европейский суд по правам человека - единственный собственно судебный орган Совета Европы, учрежденный в соответствии с Конвенцией о защите прав человека и основных свобод 1950 г. и включающий 45 человек (в том числе представителя РФ). Он является судом последней инстанции, который выносит решение по вопросам соблюдения странами - членами Совета Европы своих обязательств по Конвенции 1950 г. Его штаб-квартира находится в Страсбурге.

Члены Суда избираются Парламентской ассамблеей большинством голосов из списка лиц, выдвинутых членами Совета Европы. Члены Суда избираются сроком на шесть лет. Они могут быть переизбраны.

Юрисдикция Суда распространяется на дела, касающиеся толкования и применения Конвенции 1950 г. Любое государство - член Совета Европы может в любое время заявить, что она признает ipsofacto и без специального соглашения обязательную юрисдикцию Суда в отношении вопросов, относящихся к толкованию и применению Конвенции 1950 г.

Любая сторона Конвенции 1950 г. может передать в Суд вопрос о любом предполагаемом нарушении положений Конвенции и протоколов к ней другой стороной (ст. 33).

Суд может принять дело к рассмотрению лишь после того, как Европейская комиссия по правам человека признает безрезультатность усилий по дружественному урегулированию спора. Решение Суда является окончательным. Государства - члены Совета Европы обязуются исполнять решения Суда по любому делу, в котором они являются сторонами. Решение Суда направляется Комитету министров Совета Европы, который осуществляет надзор за его выполнением.

В продолжение темы:
Планирование 

Случается так, что владельцы банковских карт переводят денежные средства в адрес незнакомых людей, не подозревая их в мошенничестве. К сожалению, такое происходит нередко:...

Новые статьи
/
Популярные