Неналоговые доходы бюджета формируются за счет. Финансовое право

Доходы бюджета образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, поступлений целевых бюджетных фондов, других, поступлений. Большинство неналоговых доходов не имеют фискально-постоянного характера и твердо установленной ставки. В отличие от других доходов неналоговые доходы бюджета не должны жестко планироваться. Однако на практике они планируются, как правило, на уровне поступлений предыдущего года. Одна из причин - наличие законодательных актов, стимулирующих этот процесс. Например, в соответствии со ст. 22 Закона «Об основах бюджетных прав по формированию и использованию внебюджетных фондов…» от 15. 04. 1993 г. № 4807-1, представительные органы власти субъектов РФ вправе принимать решения о создании целевых фондов за счет штрафных санкций.

Неналоговые доходы, как и налоговые, устанавливаются органами представительной власти РФ и ее субъектов для юридических и физических лиц. Неналоговые доходы могут иметь форму как обязательных, так и добровольных платежей. Значительная часть неналоговых доходов формируется за счет обязательных платежей. В нормативных документах имеют место указания на принудительное взыскание определенных платежей в случае их неуплаты. Для неналоговых платежей характерна большая целевая направленность использования поступлений, чем по налоговым платежам, что закреплено в правовых актах по порядку исчисления и взимания каждого конкретного платежа. Неналоговые поступления - составная часть доходов всех видов бюджета - федерального, региональных и местных.

Перечень неналоговых доходов является единым для бюджетов всех уровней и определяется бюджетной классификацией. В то жевремя в нормативных документах приводится различный состав неналоговых доходов. Например, в Бюджетном кодексе РФ к неналоговым доходам относятся (статьи 41 - 43, 46):

    доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;

    доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством;

    средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а так же средства, полученные в возмещение вреда, причиненного РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям и иные суммы принудительного изъятия.

В доходах от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности учитываются:

    средства, полученные в виде арендной или иной платы за сдачу во временное владение и пользование или во временное пользование имущество, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

    средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях;

    средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, под залог, в доверительное управление;

    плата за пользование бюджетными средствами, предоставленными другим бюджетам, иностранным государствам или юридическим лицам на возвратной и платной основах;

    В доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям;

    Часть прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей;

    Доходы бюджетного учреждения, полученные от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в полном объеме учитываются в смете доходов и расходов бюджетного учреждения и отражаются в доходах соответствующего бюджета как доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и либо как доходы от оказания платных услуг.

К доходам от продажи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности относятся средства, получаемые от продажи государственного и муниципального имущества, которые подлежат зачислению в соответствующие бюджеты в полном объеме.

Порядок перечисления в бюджеты всех уровней бюджетной системы РФ средств, получаемых в процессе приватизации государственного и муниципального имущества, нормативы их распределения между бюджетами разных уровней, а так же размеры затрат на организацию приватизации определяются законодательством РФ о приватизации.

Штрафы и иные суммы принудительного изъятия подлежат зачислению в местные бюджеты по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о наложении штрафа, если иное не предусмотрено БК.

Суммы конфискаций, компенсаций и иные средства в принудительном порядке изымаемые в доход государства зачисляются в доходы бюджетов в соответствии с законодательством РФ и решениями судов.

В экономической литературе к неналоговым поступлениям относят идоходы целевых бюджетных фондов.

В соответствии с классификацией доходов бюджетов РФ до 2005 года, разработанной бюджетным департаментом Минфина РФ, неналоговые доходы включали:

1. Доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от хозяйственной деятельности, в том числе:

1.1. Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности.

1.2. Дивиденды по акциям принадлежащим государству.

1.3. Доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, в том числе арендная плата за земли сельскохозяйственного и несельскохозяйственного назначения, земли городов и поселков, а также прочие доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности.

1.4. Проценты, полученные от размещения в банках и кредитных организациях временно свободных средств бюджета (размещение средств на счетах коммерческих банков разрешено при обязательном условии - банковская ставка должна быть не ниже ставки рефинансирования ЦБ РФ).

1.5. Возмещение потерь сельхозпроизводства, связанных с изъятием сельхозугодий.

1.6. Доходы от оказания услуг или компенсации затрат государства.

1.7. Перечисление прибыли ЦБ РФ.

1.8. Платежи от государственных и муниципальных организаций.

1.9. Плата за выделение квот вылова водных биологических ресурсов совместными предприятиями и иностранными юридическими лицами.

1.10. Прочие поступления от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от хозяйственной деятельности.

2. Доходы от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности , в том числе:

2.1. Поступления от приватизации организаций, находящихся в госсобственности.

2.2. Поступления от продажи государство принадлежащих ему акций организаций.

2.3. Доходы от продажи квартир.

2.4. Доходы от продажи государственных производственных и непроизводственных фондов, транспортных средств, иного оборудования.

2.5. Доходы от реализации конфискованного, бесхозного имущества, перешедшего в государственную и муниципальную собственность.

Доходы бюджета создают не только материальную основу существования самого государства, но и базу покрытия потребностей в средствах для выполнения основной части возложенных на государство функций. Доходы бюджета необходимо рассматривать, прежде всего, как фактор, влияющий на совокупное потребление путем оказания влияния на уровень доходности социальных групп и виды деятельности. Взимание доходов позволяет оказывать определенное воздействие на выбор направлений использования накоплений, образующихся в ходе хозяйственной деятельности, регулировать спрос и структуру конечного потребления. Доходы бюджета способны воздействовать на хозяйственную активность, на объем производства и его техническое оснащение, на равновесие цен, на отраслевое и территориальное размещение инвестиций.

Доходы бюджета выражают экономические отношения, которые возникают в процессе формирования основного денежного фонда между государством и субъектами хозяйственной деятельности, и имеют специфическое назначение, связанное с аккумулированием денежных средств в распоряжение государства. Формой проявления этих отношений выступают различные виды платежей в бюджет субъектами хозяйственной деятельности на безвозмездной и безвозвратной основе в соответствии с действующим в РФ бюджетным и налоговым законодательством, которые поступают в распоряжение государственной власти и служат для обеспечения ее функций. Бюджетные доходы являются и результатом распределения стоимости общественного продукта, и объектом дальнейшего перераспределения.

Состав бюджетных доходов и их структура взаимосвязаны с объемами общественного производства, национального дохода и определяются финансовой политикой государства.

В соответствии с бюджетным кодексом Российской Федерации к неналоговым доходам относятся:

доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;

доходы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;

доходы от платных услуг, оказываемых казенными учреждениями;

средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;

средства самообложения граждан;

доходы в виде финансовой помощи, полученной от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации, за исключением бюджетных ссуд и бюджетных кредитов;

иные неналоговые доходы.

Важнейшую роль среди всех неналоговых доходов играют доходы от государственной собственности. Государственное имущество было одним из древнейших источников государственных доходов. Со временем его значение в структуре государственных доходов снизилось, но и сейчас наличие самостоятельной государственной собственности является основополагающим признаком и неотъемлемым условием самостоятельности в рамках Конституции Российской Федерации и российского законодательства для всех субъектов Российской Федерации.

В современных условиях, когда преследуется тенденция снижения налогового бремени, имеющего социальную направленность, роль неналоговых доходов в пополнении бюджета становиться все более значимой. Объемы поступлений неналоговых доходов в первую очередь зависят от увеличения сумм поступлений по их основным статьям, таких как:

доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности,

доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, штрафы, конфискации, компенсации;

Зачастую неналоговые доходы привлекают к себе внимание в случае нехватки налоговых доходов для покрытия дефицита бюджета. В этом случае особенно важным становится вопрос об увеличении эффективности управления государственным имуществом.

Увеличение неналоговых доходов за счет эффективного использования государственного имущества, реструктуризация и оптимизация расходов на его содержание и управление позволит снизить налоговую нагрузку на предприятия и как результат обеспечить общее увеличение налоговых поступлений в федеральный бюджет. Следует иметь в виду, что доходы, получаемые от использования государственной собственности, должны быть увязаны с расходами бюджета таким образом, чтобы основная часть этих доходов вновь направлялась в национальную экономику, а оставшаяся часть направлялась на поддержание и развитие самого государственного имущества.

Доходы бюджетов формируются в соответствии с Законодательными актами:

Бюджетным Кодексом Российской Федерации;

Налоговым Кодексом Российской Федерации;

Ежегодным Федеральным Законом "О федеральном бюджете РФ";

Иными правовыми и законодательными актами.

Неналоговые доходы, как и налоговые, устанавливаются органами представительной власти Российской Федерации и её субъектов для юридических и физических лиц. Неналоговые доходы могут иметь форму как обязательных, так и добровольных платежей. Значительная часть неналоговых доходов формируется за счет обязательных платежей. В нормативных документах указывается и на принудительное взыскание определенных платежей в случае их неуплаты. Для неналоговых платежей характерна большая целевая направленность использования поступлений, чем по налоговым платежам, что закреплено в правовых актах по порядку исчисления и взимания каждого конкретного платежа.

Неналоговые поступления - составная часть доходов всех видов бюджетов: федерального, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Однако, неналоговые доходы на уровне органов местного самоуправления не являются государственными. Особое значение в системе неналоговых доходов бюджетов занимают доходы от использования и продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности.

Неналоговые доходы в узком смысле слова - это доходы, получаемые в виде платы за пользование государственными фондами или имуществом, либо компенсации за оказанные государством услуги юридическим или физическим лицам.

В доходах бюджетов от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности учитываются:

* доходы, получаемые в виде арендной либо иной платы за передачу в возмездное пользование государственного и муниципального имущества, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;

* средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в Центральном банке Российской Федерации и в кредитных организациях;

* средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности (за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных, и имущества, переданного в доверительное управление юридическим лицам, созданным в организационно-правовой форме государственной компании), в залог, в доверительное управление;

* плата за пользование бюджетными кредитами;

* доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, за исключением случаев, установленных федеральными законами;

*часть прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей;

* другие предусмотренные законодательством Российской Федерации доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных.

Доходы бюджетного учреждения, полученные от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в полном объеме учитываются в смете доходов и расходов бюджетного учреждения и отражаются в доходах соответствующего бюджета как доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо как доходы от оказания платных услуг.

К доходам от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, относятся средства, получаемые от продажи государственного и муниципального имущества, подлежащие зачислению в соответствующие бюджеты в полном объеме.

Доходы, фактически полученные при исполнении бюджета сверх утвержденных законом (решением) о бюджете, направляются органом, исполняющим бюджет, на уменьшение размера дефицита бюджета и выплаты, сокращающие долговые обязательства бюджета, без внесения изменений и дополнений в закон (решение) о бюджете. При этом уполномоченный исполнительный орган подготавливает и утверждает дополнительную бюджетную роспись.

Таким образом, от исполнения доходной части бюджетов от неналоговых поступлений зависит решение публичных, социальных, экономических и других проблем.

Большинство неналоговых доходов не имеют фискально-постоянного характера, твердо установленной ставки. В отличие от налоговых доходов неналоговые доходы не должны жестко планироваться, однако на практике они планируются на уровне поступлений прошлого года. Неналоговые доходы устанавливаются органами представительной власти РФ и ее субъектов для юридических и физических лиц. Неналоговые доходы могут иметь форму обязательных и добровольных платежей. Существует и принудительное взыскание определенных платежей в случае их неуплаты. Для неналоговых платежей характерна большая целевая направленность использования поступлений. Перечень неналоговых доходов является единым для бюджетов всех уровней, и определяется бюджетной классификацией.

Неналоговые доходы включают доходы от:

Использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности,

Продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности (земли, квартир, запасов, и НМА),

Платных услуг, после уплаты налогов и сборов, оказываемых органами государственной власти или органами местного самоуправления, а также бюджетными учреждениями,

Доходы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, полученных от бюджетов других уровней, за исключением бюджетных ссуд и бюджетных кредитов,

Иные неналоговые доходы (штрафы, возмещение ущерба, доходы от внешнеэкономической деятельности, административные платежи и сборы, средства самообложения граждан).

Неналоговые доходы бюджета классифицируются:

По территориальному признаку - зачислению в бюджет определенного уровня (федеральные неналоговые доходы и доходы субъектов РФ);

По методам формирования и привлечения - (обязательные и добровольные);

По конкретным основаниям для взимания платежей, формирующих неналоговые поступления - (доходы от продажи гос. имущества, реализации запасов и т.д.).

Неналоговые поступления - составная часть доходов всех видов бюджетов - федеральных, региональных и местных.

Наибольший удельный вес неналоговые доходы занимают в доходах федерального бюджета (15%), в консолидированном бюджета - 10%, в бюджетах субъектов РФ - 5%. В составе неналоговых поступлений значительное место занимают доходы фискального характера. Это, прежде всего, относится к административным платежам и штрафным санкциям, причем в настоящее время существует тенденция к увеличению доли этих поступлений. Причина - бюджетный дефицит, который вынуждает субъектов РФ, органы местного самоуправления увеличивать поступления в бюджеты за счет применения административных мер.


Государственные займы - это денежные поступления, которые через определенное время необходимо вернуть, причем с доплатой в виде процентов. В действительности займы представляют лишь видимость доходов, которые оборачиваются чистыми расходами. Их положительная сторона в возможности удовлетворения временных неотложных нужд при чрезвычайных обстоятельствах, для ускорения развития каких либо процессов и т.д. Различают внутренние и внешние займы. Государственные займы требуют научно-обоснованного подхода.

Эмиссия - (выпуск в оборот акций) кредитных денег применяется для покрытия дефицита бюджета и ведет и инфляции. Поэтому эмиссия служит негласным поступлением бюджетов. Бюджетным кодексом РФ эмиссия в качестве источника пополнения бюджета не предусматривается.

Трансферты - (финансовая помощь) приняты в странах со сложной бюджетной системой, состоящей из нескольких бюджетных уровней, и включает дотации, субсидии, субвенции и другие выплаты вышестоящих бюджетов нижестоящим. Для большинства регионов они играют большую роль, так как составляют 70-80% доходов бюджетов.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ в составе доходов выделяются собственные и регулирующие доходы бюджетов (см. лекцию 3).

Основы планирования поступления доходов в бюджет

Работа по формированию бюджета по доходам включает три важнейших направления:

Расчет прогнозируемых сумм всех доходов;

Распределение регулирующих доходов по уровням бюджетной системы;

Определение взаимоотношений вышестоящих и нижестоящих бюджетов в части предоставления финансовой помощи и выравнивания бюджетной обеспеченности.

Важнейший этап по формированию доходов - прогнозирование налоговых поступлений. Планирование доходов федерального бюджета осуществляет министерство финансов совместно с министерством по налогам и сборам, т.к. оно располагает всей необходимой информационной базой и отслеживает состояние поступлений налогов в бюджет. Министерство по налогам и сборам доводит до министерства финансов обобщенные сведения о текущих поступлениях налогов за отчетный период, предшествующий началу работы над бюджетом следующего года. Мин. По налогам и сборам получает данные от территориальных налоговых служб, а те от местных.

Мин. финансов получает от министерства экономики, прогнозируемые макроэкономические показатели, которые определяют объем доходов, прежде всего налоговых платежей.

К основным макроэкономическим показателям относят: объем ВВП, показатели объема денежной массы, объем прибыли, размер ФОТ, объем товарооборота, численность населения и т.д. По налогам, формирующим основу доходов консолидированного бюджета в целом и бюджетов каждого уровня составляются специальные расчеты. На основании таких данных Минфин прогнозирует поступления налоговых и д.р. доходов и сообщает их в виде установочных показателей территориальным финансовым управлениям.

Территориальные фин. управления параллельно ведут работу по прогнозированию поступлений доходов на своей территории совместно с налоговым ведомством. База для расчетов - основные параметры прогноза социально-экономического развития, составной частью которого являются показатели, которые определяют объем платежей в бюджет по соответствующим налогам. Кроме данных о налоговой базе необходимо располагать сведениями об особенностях налогообложения в планируемом году.

Для реального использования бюджета по доходам необходима не только обновленная методика расчета каждого налога, каждого доходного источника, но и огромная работа по контролю за собираемостью платежей. Одна из главных причин сохранения высокой задолженности по платежам в федеральный бюджет - сложное финансовое состояние многих предприятий, а также многочисленные нарушения расчетно-платежной дисциплины, что не позволяет в полном объеме выполнять задания по сбору налоговых доходов. Методика планирования и прогнозирования доходов бюджета окончательно не отработана.

В доходы федерального бюджета зачисляются:

Собственные налоговые доходы федерального бюджета, кроме налоговых доходов, передаваемых в виде регулирующих доходов бюджетам других уровней бюджетной системы;

Полностью собственные неналоговые доходы;

Доходы субъектов РФ, централизуемые в федеральном бюджете для целевого финансирования централизованных мероприятий.

В процессе исполнения федерального бюджета в его доходы могут поступать средства по взаимным расчетам из бюджетов субъектов РФ, другие безвозмездные перечисления.

К налоговым доходам федерального бюджета относятся:

1) федеральные налоги и сборы, перечень и ставки которых определяются налоговым законодательством, а пропорции их распределения между бюджетами разных уровней бюджетной системы утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год;

2) таможенные пошлины, таможенные сборы и другие таможенные платежи;

3) государственная пошлина в соответствии с действующим законодательством.

Неналоговые доходы федерального бюджета формируются за счет:

1) доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности, доходов от платных услуг, оказываемых органами государственной власти РФ и бюджетными учреждениями, находящимися в ведении этих органов власти, - в полном объеме;

2) доходов от продажи имущества, находящегося в государственной собственности, - в порядке и по нормативам, установленным федеральными законами и другими правовыми актами органов государственной власти РФ;

3) части прибыли унитарных предприятий, созданных РФ, остающейся после уплаты налогов и других обязательных платежей, - в размерах, устанавливаемых Правительством РФ.

В доходах федерального бюджета также учитываются:

Прибыль Банка России - по нормативам, установленным федеральными законами;

Доходы от внешнеэкономической деятельности;

Доходы от реализации государственных запасов и резервов.

Собственные доходы федерального бюджета могут передаваться бюджетам субъектов РФ и местным бюджетам.

Установление новых видов налогов, их отмена или изменение возможны только путем внесения соответствующих изменений в налоговое законодательство.

Федеральные законы о внесении изменений и дополнений в налоговое законодательство, вступающие в силу с начала очередного финансового года, принимаются до утверждения федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Внесение изменений и дополнений в законодательство о федеральных налогах и сборах, предполагающих их вступление в силу в течение текущего финансового года, возможно только в случае внесения соответствующих изменений и дополнений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год.

Федеральные органы исполнительной власти могут предоставлять налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и других обязательных платежей в федеральный бюджет в соответствии с налоговым законодательством в пределах лимитов предоставления налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и других обязательных платежей, определенных федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Доходы федеральных целевых бюджетных фондов обособленно учитываются в доходах федерального бюджета по ставкам, установленным налоговым законодательством, и распределяются между федеральными и территориальными целевыми бюджетными фондами по нормативам, определенным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Неналоговые доходы федерального бюджета формируются за счет:

Доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности Российской Федерации;

Доходов от продажи имущества, находящегося в государственной собственности Российской Федерации;

Части прибыли унитарных предприятий, созданных Российской Федерацией, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей;

Лицензионных сборов;

Таможенных пошлин и таможенных сборов;

Платы за негативное воздействие на окружающую среду;

Консульских сборов;

Патентных пошлин;

Платы за предоставление информации о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделок с ним, выдачу копий договоров и иных документов, выражающих содержание односторонних сделок, совершенных в простой письменной форме.

В доходах федерального бюджета, помимо вышеперечисленных, также учитываются:

Прибыль Банка России, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей;

Доходы от внешнеэкономической деятельности.

Динамика поступления администрируемых ФНС России доходов в бюджетную систему Российской Федерации в 2008 - 2009 гг. представлена в табл. 5.5.

Таблица 5.5. Поступление администрируемых ФНС России

доходов в бюджетную систему Российской Федерации,

включая государственные внебюджетные фонды

в 2008 - 2009 гг., млрд руб.

2008 г. 2009 г. В % к 2008 г.
Всего поступило в бюджетную систему РФ 10 032,8 8379,3 83,5
В том числе:
Налоги и сборы в консолидированный бюджет РФ (включая ЕСН) 8455,7 6798,1 80,4
Государственные внебюджетные фонды 1577,1 1581,2 100,3
Налоги и сборы - всего (включая ЕСН) 8455,7 6798,1 80,4
В том числе:
В федеральный бюджет (включая ЕСН) 4078,7 3012,4 73,9
4377,0 3785,7 86,5
Из них:
Налог на прибыль организаций 2513,0 1264,4 50,3
в федеральный бюджет 761,1 195,4 25,7
в консолидированные бюджеты субъектов РФ 1751,9 1069,0 61,0
в консолидированные бюджеты субъектов РФ 1665,6 1665,0 100,0
Единый социальный налог в федеральный бюджет 506,8 509,8 100,6
998,4 1176,6 117,9
40,3 30,6 76,0
Акцизы 314,7 327,4 104,0
в федеральный бюджет 125,2 81,7 65,2
в консолидированные бюджеты субъектов РФ 189,4 245,7 129,7
1742,6 1080,9 62,0
в федеральный бюджет 1637,5 1006,3 61,5
в консолидированные бюджеты субъектов РФ 105,1 74,7 71,1
В том числе:
1708,0 1053,8 61,7
в федеральный бюджет 1604,7 981,5 61,2
в консолидированные бюджеты субъектов РФ 103,4 72,3 70,0
Государственные внебюджетные фонды - всего 1577,1 1581,2 100,3
В том числе:
Страховые взносы, зачисляемые в Пенсионный фонд (ПФР) 1251,4 1267,7 101,3
Фонд социального страхования (ФСС) 74,0 61,5 83,1
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС) 89,3 89,8 100,6
Территориальные фонды обязательного медицинского страхования (ТФОМС) 162,4 162,2 99,9

Всего в 2009 г.

В консолидированный бюджет поступило 6798,1 млрд руб. налогов, что на 19,6% меньше, чем в 2008 г. Налог на прибыль организаций, поступивший в консолидированный бюджет в 2009 г., составил 1264,4 млрд руб., что в два раза меньше уровня 2008 г. Это объясняется ухудшением результатов финансово-хозяйственной деятельности организаций в период кризиса и снижением ставки налога с 24 до 20%. Поступления НДФЛ и ЕСН в 2009 г. остались примерно на уровне 2008 г. Поступления НДС на товары (работы, услуги), реализуемые в РФ, в 2009 г. составили 1176,6 млрд руб., что на 18% больше, чем в 2008 г. НДПИ в 2009 г. поступило в консолидированный бюджет 1053,8 млрд руб., что в 1,6 раза меньше уровня 2008 г., что обусловлено снижением цены на нефть (с 98,2 долл. в декабре 2007 г. - ноябре 2008 г. до 57,8 долл. в декабре 2008 г. - ноябре 2009 г., или в 1,7 раза).

В Пенсионный фонд РФ и ФОМС в 2009 г. поступило страховых взносов на 1% больше, чем в предшествовавшем году. В Фонд социального страхования в 2009 г. поступило 61,5 млрд руб., что на 17% меньше, чем в 2008 г.

Основная масса администрируемых ФНС России налоговых доходов консолидированного бюджета обеспечена поступлениями НДФЛ (25%), налога на прибыль (19%), НДС (17%), налога на добычу полезных ископаемых (16%) и ЕСН (8%).

Если говорить о наполнении федерального бюджета в 2009 г., то структура налоговых поступлений в нем иная: велика доля НДС (39%) и налога на добычу полезных ископаемых (33%). Затем по значимости удельного веса идут ЕСН (17%) и налог на прибыль (6%).

Динамика поступления администрируемых ФНС России доходов в консолидированный бюджет РФ за январь - апрель 2009 - 2010 гг. свидетельствует о росте налоговых поступлений в 2010 г. (табл. 5.6).

Таблица 5.6. Поступление администрируемых ФНС России

доходов в консолидированный бюджет РФ

за январь - апрель 2009 - 2010 гг., млрд руб.

Январь - апрель 2009 г. Январь - апрель 2010 г. В % к 2009 г.
Всего поступило в консолидированный бюджет Российской Федерации 2029,1 2577,9 127,0
В том числе:
в федеральный бюджет 801,9 1078,9 134,5
в консолидированные бюджеты субъектов РФ 1227,2 1499,0 122,1
Из них:
Налог на прибыль организаций 502,1 664,6 132,4
в федеральный бюджет 111,0 81,4 73,3
в консолидированные бюджеты субъектов РФ 391,1 583,3 149,1
Налог на доходы физических лиц
в консолидированные бюджеты субъектов РФ 475,4 506,7 106,6
Налог на добавленную стоимость
на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации 412,4 496,5 120,4
на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации из Республики Беларусь 8,6 11,9 138,0
Акцизы 99,4 134,4 135,3
в федеральный бюджет 22,2 34,2 154,3
в консолидированные бюджеты субъектов РФ 77,2 100,2 129,8
Налоги и сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами 261,6 459,6 175,7
в федеральный бюджет 243,7 450,5 184,9
в консолидированные бюджеты субъектов РФ 18,0 9,0 50,3
В том числе:
Налог на добычу полезных ископаемых 253,3 446,2 176,1
в федеральный бюджет 235,9 437,9 185,6
в консолидированные бюджеты субъектов РФ 17,4 8,3 47,5

За первые четыре месяца 2010 г. поступления в консолидированный бюджет РФ увеличились на 27% по сравнению с аналогичным периодом 2009 г. Возросли поступления по всем налогам: по налогу на прибыль - на 32%, по НДС - на 20%, по акцизам - на 35%, по НДФЛ - на 7%, по НДПИ - на 76%. Это объясняется улучшением финансового состояния хозяйствующих субъектов и стабилизацией, а в дальнейшем ростом цены на нефть.

В продолжение темы:
Эффективность

Потребительское кредитование всегда пользуется повышенным спросом среди потенциальных заемщиков, по той причине, что средства можно получить на любые цели без подтверждения их...

Новые статьи
/
Популярные