Неналоговые доходы бюджета формируются за счет. Финансовое право
Доходы бюджета образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, поступлений целевых бюджетных фондов, других, поступлений. Большинство неналоговых доходов не имеют фискально-постоянного характера и твердо установленной ставки. В отличие от других доходов неналоговые доходы бюджета не должны жестко планироваться. Однако на практике они планируются, как правило, на уровне поступлений предыдущего года. Одна из причин - наличие законодательных актов, стимулирующих этот процесс. Например, в соответствии со ст. 22 Закона «Об основах бюджетных прав по формированию и использованию внебюджетных фондов…» от 15. 04. 1993 г. № 4807-1, представительные органы власти субъектов РФ вправе принимать решения о создании целевых фондов за счет штрафных санкций.
Неналоговые доходы, как и налоговые, устанавливаются органами представительной власти РФ и ее субъектов для юридических и физических лиц. Неналоговые доходы могут иметь форму как обязательных, так и добровольных платежей. Значительная часть неналоговых доходов формируется за счет обязательных платежей. В нормативных документах имеют место указания на принудительное взыскание определенных платежей в случае их неуплаты. Для неналоговых платежей характерна большая целевая направленность использования поступлений, чем по налоговым платежам, что закреплено в правовых актах по порядку исчисления и взимания каждого конкретного платежа. Неналоговые поступления - составная часть доходов всех видов бюджета - федерального, региональных и местных.
Перечень неналоговых доходов является единым для бюджетов всех уровней и определяется бюджетной классификацией. В то жевремя в нормативных документах приводится различный состав неналоговых доходов. Например, в Бюджетном кодексе РФ к неналоговым доходам относятся (статьи 41 - 43, 46):
доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;
доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством;
средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а так же средства, полученные в возмещение вреда, причиненного РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям и иные суммы принудительного изъятия.
В доходах от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности учитываются:
средства, полученные в виде арендной или иной платы за сдачу во временное владение и пользование или во временное пользование имущество, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях;
средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, под залог, в доверительное управление;
плата за пользование бюджетными средствами, предоставленными другим бюджетам, иностранным государствам или юридическим лицам на возвратной и платной основах;
В доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям;
Часть прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей;
Доходы бюджетного учреждения, полученные от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в полном объеме учитываются в смете доходов и расходов бюджетного учреждения и отражаются в доходах соответствующего бюджета как доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и либо как доходы от оказания платных услуг.
К доходам от продажи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности относятся средства, получаемые от продажи государственного и муниципального имущества, которые подлежат зачислению в соответствующие бюджеты в полном объеме.
Порядок перечисления в бюджеты всех уровней бюджетной системы РФ средств, получаемых в процессе приватизации государственного и муниципального имущества, нормативы их распределения между бюджетами разных уровней, а так же размеры затрат на организацию приватизации определяются законодательством РФ о приватизации.
Штрафы и иные суммы принудительного изъятия подлежат зачислению в местные бюджеты по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о наложении штрафа, если иное не предусмотрено БК.
Суммы конфискаций, компенсаций и иные средства в принудительном порядке изымаемые в доход государства зачисляются в доходы бюджетов в соответствии с законодательством РФ и решениями судов.
В экономической литературе к неналоговым поступлениям относят идоходы целевых бюджетных фондов.
В соответствии с классификацией доходов бюджетов РФ до 2005 года, разработанной бюджетным департаментом Минфина РФ, неналоговые доходы включали:
1. Доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от хозяйственной деятельности, в том числе:
1.1. Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности.
1.2. Дивиденды по акциям принадлежащим государству.
1.3. Доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, в том числе арендная плата за земли сельскохозяйственного и несельскохозяйственного назначения, земли городов и поселков, а также прочие доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности.
1.4. Проценты, полученные от размещения в банках и кредитных организациях временно свободных средств бюджета (размещение средств на счетах коммерческих банков разрешено при обязательном условии - банковская ставка должна быть не ниже ставки рефинансирования ЦБ РФ).
1.5. Возмещение потерь сельхозпроизводства, связанных с изъятием сельхозугодий.
1.6. Доходы от оказания услуг или компенсации затрат государства.
1.7. Перечисление прибыли ЦБ РФ.
1.8. Платежи от государственных и муниципальных организаций.
1.9. Плата за выделение квот вылова водных биологических ресурсов совместными предприятиями и иностранными юридическими лицами.
1.10. Прочие поступления от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от хозяйственной деятельности.
2. Доходы от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности , в том числе:
2.1. Поступления от приватизации организаций, находящихся в госсобственности.
2.2. Поступления от продажи государство принадлежащих ему акций организаций.
2.3. Доходы от продажи квартир.
2.4. Доходы от продажи государственных производственных и непроизводственных фондов, транспортных средств, иного оборудования.
2.5. Доходы от реализации конфискованного, бесхозного имущества, перешедшего в государственную и муниципальную собственность.
Доходы бюджета создают не только материальную основу существования самого государства, но и базу покрытия потребностей в средствах для выполнения основной части возложенных на государство функций. Доходы бюджета необходимо рассматривать, прежде всего, как фактор, влияющий на совокупное потребление путем оказания влияния на уровень доходности социальных групп и виды деятельности. Взимание доходов позволяет оказывать определенное воздействие на выбор направлений использования накоплений, образующихся в ходе хозяйственной деятельности, регулировать спрос и структуру конечного потребления. Доходы бюджета способны воздействовать на хозяйственную активность, на объем производства и его техническое оснащение, на равновесие цен, на отраслевое и территориальное размещение инвестиций.
Доходы бюджета выражают экономические отношения, которые возникают в процессе формирования основного денежного фонда между государством и субъектами хозяйственной деятельности, и имеют специфическое назначение, связанное с аккумулированием денежных средств в распоряжение государства. Формой проявления этих отношений выступают различные виды платежей в бюджет субъектами хозяйственной деятельности на безвозмездной и безвозвратной основе в соответствии с действующим в РФ бюджетным и налоговым законодательством, которые поступают в распоряжение государственной власти и служат для обеспечения ее функций. Бюджетные доходы являются и результатом распределения стоимости общественного продукта, и объектом дальнейшего перераспределения.
Состав бюджетных доходов и их структура взаимосвязаны с объемами общественного производства, национального дохода и определяются финансовой политикой государства.
В соответствии с бюджетным кодексом Российской Федерации к неналоговым доходам относятся:
доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;
доходы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;
доходы от платных услуг, оказываемых казенными учреждениями;
средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;
средства самообложения граждан;
доходы в виде финансовой помощи, полученной от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации, за исключением бюджетных ссуд и бюджетных кредитов;
иные неналоговые доходы.
Важнейшую роль среди всех неналоговых доходов играют доходы от государственной собственности. Государственное имущество было одним из древнейших источников государственных доходов. Со временем его значение в структуре государственных доходов снизилось, но и сейчас наличие самостоятельной государственной собственности является основополагающим признаком и неотъемлемым условием самостоятельности в рамках Конституции Российской Федерации и российского законодательства для всех субъектов Российской Федерации.
В современных условиях, когда преследуется тенденция снижения налогового бремени, имеющего социальную направленность, роль неналоговых доходов в пополнении бюджета становиться все более значимой. Объемы поступлений неналоговых доходов в первую очередь зависят от увеличения сумм поступлений по их основным статьям, таких как:
доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности,
доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, штрафы, конфискации, компенсации;
Зачастую неналоговые доходы привлекают к себе внимание в случае нехватки налоговых доходов для покрытия дефицита бюджета. В этом случае особенно важным становится вопрос об увеличении эффективности управления государственным имуществом.
Увеличение неналоговых доходов за счет эффективного использования государственного имущества, реструктуризация и оптимизация расходов на его содержание и управление позволит снизить налоговую нагрузку на предприятия и как результат обеспечить общее увеличение налоговых поступлений в федеральный бюджет. Следует иметь в виду, что доходы, получаемые от использования государственной собственности, должны быть увязаны с расходами бюджета таким образом, чтобы основная часть этих доходов вновь направлялась в национальную экономику, а оставшаяся часть направлялась на поддержание и развитие самого государственного имущества.
Доходы бюджетов формируются в соответствии с Законодательными актами:
Бюджетным Кодексом Российской Федерации;
Налоговым Кодексом Российской Федерации;
Ежегодным Федеральным Законом "О федеральном бюджете РФ";
Иными правовыми и законодательными актами.
Неналоговые доходы, как и налоговые, устанавливаются органами представительной власти Российской Федерации и её субъектов для юридических и физических лиц. Неналоговые доходы могут иметь форму как обязательных, так и добровольных платежей. Значительная часть неналоговых доходов формируется за счет обязательных платежей. В нормативных документах указывается и на принудительное взыскание определенных платежей в случае их неуплаты. Для неналоговых платежей характерна большая целевая направленность использования поступлений, чем по налоговым платежам, что закреплено в правовых актах по порядку исчисления и взимания каждого конкретного платежа.
Неналоговые поступления - составная часть доходов всех видов бюджетов: федерального, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Однако, неналоговые доходы на уровне органов местного самоуправления не являются государственными. Особое значение в системе неналоговых доходов бюджетов занимают доходы от использования и продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности.
Неналоговые доходы в узком смысле слова - это доходы, получаемые в виде платы за пользование государственными фондами или имуществом, либо компенсации за оказанные государством услуги юридическим или физическим лицам.
В доходах бюджетов от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности учитываются:
* доходы, получаемые в виде арендной либо иной платы за передачу в возмездное пользование государственного и муниципального имущества, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;
* средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в Центральном банке Российской Федерации и в кредитных организациях;
* средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности (за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных, и имущества, переданного в доверительное управление юридическим лицам, созданным в организационно-правовой форме государственной компании), в залог, в доверительное управление;
* плата за пользование бюджетными кредитами;
* доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, за исключением случаев, установленных федеральными законами;
*часть прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей;
* другие предусмотренные законодательством Российской Федерации доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных.
Доходы бюджетного учреждения, полученные от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в полном объеме учитываются в смете доходов и расходов бюджетного учреждения и отражаются в доходах соответствующего бюджета как доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо как доходы от оказания платных услуг.
К доходам от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, относятся средства, получаемые от продажи государственного и муниципального имущества, подлежащие зачислению в соответствующие бюджеты в полном объеме.
Доходы, фактически полученные при исполнении бюджета сверх утвержденных законом (решением) о бюджете, направляются органом, исполняющим бюджет, на уменьшение размера дефицита бюджета и выплаты, сокращающие долговые обязательства бюджета, без внесения изменений и дополнений в закон (решение) о бюджете. При этом уполномоченный исполнительный орган подготавливает и утверждает дополнительную бюджетную роспись.
Таким образом, от исполнения доходной части бюджетов от неналоговых поступлений зависит решение публичных, социальных, экономических и других проблем.
Большинство неналоговых доходов не имеют фискально-постоянного характера, твердо установленной ставки. В отличие от налоговых доходов неналоговые доходы не должны жестко планироваться, однако на практике они планируются на уровне поступлений прошлого года. Неналоговые доходы устанавливаются органами представительной власти РФ и ее субъектов для юридических и физических лиц. Неналоговые доходы могут иметь форму обязательных и добровольных платежей. Существует и принудительное взыскание определенных платежей в случае их неуплаты. Для неналоговых платежей характерна большая целевая направленность использования поступлений. Перечень неналоговых доходов является единым для бюджетов всех уровней, и определяется бюджетной классификацией.
Неналоговые доходы включают доходы от:
Использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности,
Продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности (земли, квартир, запасов, и НМА),
Платных услуг, после уплаты налогов и сборов, оказываемых органами государственной власти или органами местного самоуправления, а также бюджетными учреждениями,
Доходы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, полученных от бюджетов других уровней, за исключением бюджетных ссуд и бюджетных кредитов,
Иные неналоговые доходы (штрафы, возмещение ущерба, доходы от внешнеэкономической деятельности, административные платежи и сборы, средства самообложения граждан).
Неналоговые доходы бюджета классифицируются:
По территориальному признаку - зачислению в бюджет определенного уровня (федеральные неналоговые доходы и доходы субъектов РФ);
По методам формирования и привлечения - (обязательные и добровольные);
По конкретным основаниям для взимания платежей, формирующих неналоговые поступления - (доходы от продажи гос. имущества, реализации запасов и т.д.).
Неналоговые поступления - составная часть доходов всех видов бюджетов - федеральных, региональных и местных.
Наибольший удельный вес неналоговые доходы занимают в доходах федерального бюджета (15%), в консолидированном бюджета - 10%, в бюджетах субъектов РФ - 5%. В составе неналоговых поступлений значительное место занимают доходы фискального характера. Это, прежде всего, относится к административным платежам и штрафным санкциям, причем в настоящее время существует тенденция к увеличению доли этих поступлений. Причина - бюджетный дефицит, который вынуждает субъектов РФ, органы местного самоуправления увеличивать поступления в бюджеты за счет применения административных мер.
Государственные займы - это денежные поступления, которые через определенное время необходимо вернуть, причем с доплатой в виде процентов. В действительности займы представляют лишь видимость доходов, которые оборачиваются чистыми расходами. Их положительная сторона в возможности удовлетворения временных неотложных нужд при чрезвычайных обстоятельствах, для ускорения развития каких либо процессов и т.д. Различают внутренние и внешние займы. Государственные займы требуют научно-обоснованного подхода.
Эмиссия - (выпуск в оборот акций) кредитных денег применяется для покрытия дефицита бюджета и ведет и инфляции. Поэтому эмиссия служит негласным поступлением бюджетов. Бюджетным кодексом РФ эмиссия в качестве источника пополнения бюджета не предусматривается.
Трансферты - (финансовая помощь) приняты в странах со сложной бюджетной системой, состоящей из нескольких бюджетных уровней, и включает дотации, субсидии, субвенции и другие выплаты вышестоящих бюджетов нижестоящим. Для большинства регионов они играют большую роль, так как составляют 70-80% доходов бюджетов.
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ в составе доходов выделяются собственные и регулирующие доходы бюджетов (см. лекцию 3).
Основы планирования поступления доходов в бюджет
Работа по формированию бюджета по доходам включает три важнейших направления:
Расчет прогнозируемых сумм всех доходов;
Распределение регулирующих доходов по уровням бюджетной системы;
Определение взаимоотношений вышестоящих и нижестоящих бюджетов в части предоставления финансовой помощи и выравнивания бюджетной обеспеченности.
Важнейший этап по формированию доходов - прогнозирование налоговых поступлений. Планирование доходов федерального бюджета осуществляет министерство финансов совместно с министерством по налогам и сборам, т.к. оно располагает всей необходимой информационной базой и отслеживает состояние поступлений налогов в бюджет. Министерство по налогам и сборам доводит до министерства финансов обобщенные сведения о текущих поступлениях налогов за отчетный период, предшествующий началу работы над бюджетом следующего года. Мин. По налогам и сборам получает данные от территориальных налоговых служб, а те от местных.
Мин. финансов получает от министерства экономики, прогнозируемые макроэкономические показатели, которые определяют объем доходов, прежде всего налоговых платежей.
К основным макроэкономическим показателям относят: объем ВВП, показатели объема денежной массы, объем прибыли, размер ФОТ, объем товарооборота, численность населения и т.д. По налогам, формирующим основу доходов консолидированного бюджета в целом и бюджетов каждого уровня составляются специальные расчеты. На основании таких данных Минфин прогнозирует поступления налоговых и д.р. доходов и сообщает их в виде установочных показателей территориальным финансовым управлениям.
Территориальные фин. управления параллельно ведут работу по прогнозированию поступлений доходов на своей территории совместно с налоговым ведомством. База для расчетов - основные параметры прогноза социально-экономического развития, составной частью которого являются показатели, которые определяют объем платежей в бюджет по соответствующим налогам. Кроме данных о налоговой базе необходимо располагать сведениями об особенностях налогообложения в планируемом году.
Для реального использования бюджета по доходам необходима не только обновленная методика расчета каждого налога, каждого доходного источника, но и огромная работа по контролю за собираемостью платежей. Одна из главных причин сохранения высокой задолженности по платежам в федеральный бюджет - сложное финансовое состояние многих предприятий, а также многочисленные нарушения расчетно-платежной дисциплины, что не позволяет в полном объеме выполнять задания по сбору налоговых доходов. Методика планирования и прогнозирования доходов бюджета окончательно не отработана.
В доходы федерального бюджета зачисляются:
Собственные налоговые доходы федерального бюджета, кроме налоговых доходов, передаваемых в виде регулирующих доходов бюджетам других уровней бюджетной системы;
Полностью собственные неналоговые доходы;
Доходы субъектов РФ, централизуемые в федеральном бюджете для целевого финансирования централизованных мероприятий.
В процессе исполнения федерального бюджета в его доходы могут поступать средства по взаимным расчетам из бюджетов субъектов РФ, другие безвозмездные перечисления.
К налоговым доходам федерального бюджета относятся:
1) федеральные налоги и сборы, перечень и ставки которых определяются налоговым законодательством, а пропорции их распределения между бюджетами разных уровней бюджетной системы утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год;
2) таможенные пошлины, таможенные сборы и другие таможенные платежи;
3) государственная пошлина в соответствии с действующим законодательством.
Неналоговые доходы федерального бюджета формируются за счет:
1) доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности, доходов от платных услуг, оказываемых органами государственной власти РФ и бюджетными учреждениями, находящимися в ведении этих органов власти, - в полном объеме;
2) доходов от продажи имущества, находящегося в государственной собственности, - в порядке и по нормативам, установленным федеральными законами и другими правовыми актами органов государственной власти РФ;
3) части прибыли унитарных предприятий, созданных РФ, остающейся после уплаты налогов и других обязательных платежей, - в размерах, устанавливаемых Правительством РФ.
В доходах федерального бюджета также учитываются:
Прибыль Банка России - по нормативам, установленным федеральными законами;
Доходы от внешнеэкономической деятельности;
Доходы от реализации государственных запасов и резервов.
Собственные доходы федерального бюджета могут передаваться бюджетам субъектов РФ и местным бюджетам.
Установление новых видов налогов, их отмена или изменение возможны только путем внесения соответствующих изменений в налоговое законодательство.
Федеральные законы о внесении изменений и дополнений в налоговое законодательство, вступающие в силу с начала очередного финансового года, принимаются до утверждения федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год.
Внесение изменений и дополнений в законодательство о федеральных налогах и сборах, предполагающих их вступление в силу в течение текущего финансового года, возможно только в случае внесения соответствующих изменений и дополнений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год.
Федеральные органы исполнительной власти могут предоставлять налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и других обязательных платежей в федеральный бюджет в соответствии с налоговым законодательством в пределах лимитов предоставления налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и других обязательных платежей, определенных федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.
Доходы федеральных целевых бюджетных фондов обособленно учитываются в доходах федерального бюджета по ставкам, установленным налоговым законодательством, и распределяются между федеральными и территориальными целевыми бюджетными фондами по нормативам, определенным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.
Неналоговые доходы федерального бюджета формируются за счет:
Доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности Российской Федерации;
Доходов от продажи имущества, находящегося в государственной собственности Российской Федерации;
Части прибыли унитарных предприятий, созданных Российской Федерацией, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей;
Лицензионных сборов;
Таможенных пошлин и таможенных сборов;
Платы за негативное воздействие на окружающую среду;
Консульских сборов;
Патентных пошлин;
Платы за предоставление информации о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделок с ним, выдачу копий договоров и иных документов, выражающих содержание односторонних сделок, совершенных в простой письменной форме.
В доходах федерального бюджета, помимо вышеперечисленных, также учитываются:
Прибыль Банка России, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей;
Доходы от внешнеэкономической деятельности.
Динамика поступления администрируемых ФНС России доходов в бюджетную систему Российской Федерации в 2008 - 2009 гг. представлена в табл. 5.5.
Таблица 5.5. Поступление администрируемых ФНС России
доходов в бюджетную систему Российской Федерации,
включая государственные внебюджетные фонды
в 2008 - 2009 гг., млрд руб.
2008 г. | 2009 г. | В % к 2008 г. | |
Всего поступило в бюджетную систему РФ | 10 032,8 | 8379,3 | 83,5 |
В том числе: | |||
Налоги и сборы в консолидированный бюджет РФ (включая ЕСН) | 8455,7 | 6798,1 | 80,4 |
Государственные внебюджетные фонды | 1577,1 | 1581,2 | 100,3 |
Налоги и сборы - всего (включая ЕСН) | 8455,7 | 6798,1 | 80,4 |
В том числе: | |||
В федеральный бюджет (включая ЕСН) | 4078,7 | 3012,4 | 73,9 |
4377,0 | 3785,7 | 86,5 | |
Из них: | |||
Налог на прибыль организаций | 2513,0 | 1264,4 | 50,3 |
в федеральный бюджет | 761,1 | 195,4 | 25,7 |
в консолидированные бюджеты субъектов РФ | 1751,9 | 1069,0 | 61,0 |
в консолидированные бюджеты субъектов РФ | 1665,6 | 1665,0 | 100,0 |
Единый социальный налог в федеральный бюджет | 506,8 | 509,8 | 100,6 |
998,4 | 1176,6 | 117,9 | |
40,3 | 30,6 | 76,0 | |
Акцизы | 314,7 | 327,4 | 104,0 |
в федеральный бюджет | 125,2 | 81,7 | 65,2 |
в консолидированные бюджеты субъектов РФ | 189,4 | 245,7 | 129,7 |
1742,6 | 1080,9 | 62,0 | |
в федеральный бюджет | 1637,5 | 1006,3 | 61,5 |
в консолидированные бюджеты субъектов РФ | 105,1 | 74,7 | 71,1 |
В том числе: | |||
1708,0 | 1053,8 | 61,7 | |
в федеральный бюджет | 1604,7 | 981,5 | 61,2 |
в консолидированные бюджеты субъектов РФ | 103,4 | 72,3 | 70,0 |
Государственные внебюджетные фонды - всего | 1577,1 | 1581,2 | 100,3 |
В том числе: | |||
Страховые взносы, зачисляемые в Пенсионный фонд (ПФР) | 1251,4 | 1267,7 | 101,3 |
Фонд социального страхования (ФСС) | 74,0 | 61,5 | 83,1 |
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС) | 89,3 | 89,8 | 100,6 |
Территориальные фонды обязательного медицинского страхования (ТФОМС) | 162,4 | 162,2 | 99,9 |
Всего в 2009 г.
В консолидированный бюджет поступило 6798,1 млрд руб. налогов, что на 19,6% меньше, чем в 2008 г. Налог на прибыль организаций, поступивший в консолидированный бюджет в 2009 г., составил 1264,4 млрд руб., что в два раза меньше уровня 2008 г. Это объясняется ухудшением результатов финансово-хозяйственной деятельности организаций в период кризиса и снижением ставки налога с 24 до 20%. Поступления НДФЛ и ЕСН в 2009 г. остались примерно на уровне 2008 г. Поступления НДС на товары (работы, услуги), реализуемые в РФ, в 2009 г. составили 1176,6 млрд руб., что на 18% больше, чем в 2008 г. НДПИ в 2009 г. поступило в консолидированный бюджет 1053,8 млрд руб., что в 1,6 раза меньше уровня 2008 г., что обусловлено снижением цены на нефть (с 98,2 долл. в декабре 2007 г. - ноябре 2008 г. до 57,8 долл. в декабре 2008 г. - ноябре 2009 г., или в 1,7 раза).
В Пенсионный фонд РФ и ФОМС в 2009 г. поступило страховых взносов на 1% больше, чем в предшествовавшем году. В Фонд социального страхования в 2009 г. поступило 61,5 млрд руб., что на 17% меньше, чем в 2008 г.
Основная масса администрируемых ФНС России налоговых доходов консолидированного бюджета обеспечена поступлениями НДФЛ (25%), налога на прибыль (19%), НДС (17%), налога на добычу полезных ископаемых (16%) и ЕСН (8%).
Если говорить о наполнении федерального бюджета в 2009 г., то структура налоговых поступлений в нем иная: велика доля НДС (39%) и налога на добычу полезных ископаемых (33%). Затем по значимости удельного веса идут ЕСН (17%) и налог на прибыль (6%).
Динамика поступления администрируемых ФНС России доходов в консолидированный бюджет РФ за январь - апрель 2009 - 2010 гг. свидетельствует о росте налоговых поступлений в 2010 г. (табл. 5.6).
Таблица 5.6. Поступление администрируемых ФНС России
доходов в консолидированный бюджет РФ
за январь - апрель 2009 - 2010 гг., млрд руб.
Январь - апрель 2009 г. | Январь - апрель 2010 г. | В % к 2009 г. | |
Всего поступило в консолидированный бюджет Российской Федерации | 2029,1 | 2577,9 | 127,0 |
В том числе: | |||
в федеральный бюджет | 801,9 | 1078,9 | 134,5 |
в консолидированные бюджеты субъектов РФ | 1227,2 | 1499,0 | 122,1 |
Из них: | |||
Налог на прибыль организаций | 502,1 | 664,6 | 132,4 |
в федеральный бюджет | 111,0 | 81,4 | 73,3 |
в консолидированные бюджеты субъектов РФ | 391,1 | 583,3 | 149,1 |
Налог на доходы физических лиц | |||
в консолидированные бюджеты субъектов РФ | 475,4 | 506,7 | 106,6 |
Налог на добавленную стоимость | |||
на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации | 412,4 | 496,5 | 120,4 |
на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации из Республики Беларусь | 8,6 | 11,9 | 138,0 |
Акцизы | 99,4 | 134,4 | 135,3 |
в федеральный бюджет | 22,2 | 34,2 | 154,3 |
в консолидированные бюджеты субъектов РФ | 77,2 | 100,2 | 129,8 |
Налоги и сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами | 261,6 | 459,6 | 175,7 |
в федеральный бюджет | 243,7 | 450,5 | 184,9 |
в консолидированные бюджеты субъектов РФ | 18,0 | 9,0 | 50,3 |
В том числе: | |||
Налог на добычу полезных ископаемых | 253,3 | 446,2 | 176,1 |
в федеральный бюджет | 235,9 | 437,9 | 185,6 |
в консолидированные бюджеты субъектов РФ | 17,4 | 8,3 | 47,5 |
За первые четыре месяца 2010 г. поступления в консолидированный бюджет РФ увеличились на 27% по сравнению с аналогичным периодом 2009 г. Возросли поступления по всем налогам: по налогу на прибыль - на 32%, по НДС - на 20%, по акцизам - на 35%, по НДФЛ - на 7%, по НДПИ - на 76%. Это объясняется улучшением финансового состояния хозяйствующих субъектов и стабилизацией, а в дальнейшем ростом цены на нефть.