Профессиональная переподготовка: зачем она нужна и что выбрать? Профессиональная переподготовка и повышение квалификации: в чем разница? Переподготовка или дополнительное образование.

Профессиональная переподготовка — это специальная форма получения новых знаний и практических навыков в выбранной сфере. Компетенция, приобретенная во время обучения, позволит повысить профессиональный уровень, получить новую профессию или специализацию. Воспользоваться переподготовкой могут лица с любым профессиональным образованием, а также студенты вузов, техникумов и колледжей.

Профессиональная переподготовка сегодня — это недорогой, быстрый и очень удобный способ изучения профильных дисциплин и освоения новой специальности. В зависимости от предпочтений учащиеся могут выбрать наиболее удобный формат обучения — очный, вечерний, дистанционный или заочный. Некоторые учебные заведения предлагают индивидуальные формы занятий.

Профессиональная переподготовка и повышение квалификации: сходства и различия

На сегодняшний день учащиеся могут выбрать две разновидности профпереподготовки:

  1. Освоение новой специальности за счет совершенствования знаний по узкому перечню профильных дисциплин.
  2. Получение дополнительной профессии.

Таким образом, в случае успешного окончания обучения учащиеся получают еще одну специальность в дополнение к уже существующей.

Курсы повышения квалификации, наоборот, углубляют знания и навыки в одной конкретной области, давая возможность расширить перечень компетенций в рамках возрастающих требований к профессионализму сотрудников конкретной организации.

Повышение квалификации может быть следующих видов:

  1. Экспресс-курсы, в рамках которых вместе с аудиторными занятиями проходят мастер-классы от специалистов той же компании.
  2. Долгосрочные курсы с углубленным изучением отдельных аспектов; позволяют расширить привычный перечень обязанностей, овладеть новыми навыками в рамках одной и той же специализации.
  3. Семинары и тренинги для оттачивания отдельных навыков.

Сравнивая переподготовку и повышение квалификации, можно выделить несколько отличий:

  • количество учебных часов — переподготовка предполагает больший объем занятий;
  • сроки обучения;
  • документы, выдаваемые по результатам обучения — в случае переподготовки учащиеся получают дипломы, а после повышения квалификации — только удостоверения или свидетельства;
  • статус: переподготовка открывает доступ к новым должностям, тогда как повышение квалификации расширяет возможности и перечень трудовых обязанностей;
  • повышение квалификации обходится дешевле переподготовки.

Основные преимущества профессиональной переподготовки кадров

Как альтернатива традиционному второму высшему образованию, переподготовка кадров имеет ряд преимуществ:

  • относительно короткий срок обучения — от 4 до 12 месяцев против 3 лет, необходимых для второй «вышки»;
  • возможность подобрать удобный формат занятий с отрывом или без отрыва от производства;
  • минимальный перечень общих дисциплин;
  • гарантированные практические занятия и стажировки, производственные практики;
  • выгодная стоимость по сравнению с ценами на второе высшее образование;
  • получение диплома государственного образца, дающего право на ведение профессиональной деятельности в той или иной сфере;
  • минимальный срок адаптации к новому месту работу или новой профессии.

Организация учебного процесса

Согласно нормативам, при переподготовке кадров каждый учащийся должен прослушать более 250 часов лекционного материала (аудиторных занятий). Все программы обязательно учитывают потребности заказчика, поэтому обучение включает в себя наиболее актуальный перечень профильных дисциплин и практических занятий.

Традиционно весь процесс строится с учетом компетенций и предусматривает возможность модульного обучения. Поэтому окончательные сроки и формы профессиональной переподготовки определяются в соответствии с пожеланиями заказчика на основе требований и условий, прописанных в договоре.

Многопрофильный центр «Феникс» предлагает многочисленные программы профессиональной переподготовки по различным направлениям.

»

Чем отличается дополнительное профессиональное образование от дополнительного образования?

Внимание! Вы сейчас Вы можете возвращать до 30% реальными деньгами практически с любых покупок в интернете с этим кэшбек сервисом!



Дополнительное образование отличается от основного образования прежде всего тем, что оно дополнительное. Его получают, имея за «плечами» оконченную среднюю школу. Оно не является обязательным для всех граждан, но может быть обязательным для отдельных должностей. Так по ряду специальностей требуется регулярное (например, раз в 3 или 5 лет) повышение квалификации.

Образование отличается от обучения обязательной итоговой аттестацией и наличием лицензии у учебного заведения. Если процесс обучения завершается выдачей сертификата или свидетельства об обучении, то по итогам образовательного курса Вы можете рассчитывать на получение сертификата или диплома, в зависимости от объёма академических часов. Исключение составляют образовательные программы продолжительностью менее 16 часов – в этом случае удостоверение и тем более диплом не положены по законодательству.

Законодательством установлены два вида дополнительного образования:

  1. дополнительное образование,
  2. дополнительное профессиональное образование.

Важнейшие отличия между этими видами:

  • дополнительное образование может получить любой «человек с улицы», а дополнительное профессиональное образование - только имеющий высшее либо средне-специальное образование,
  • программы дополнительного образования разрабатываются учебными заведениями на свой вкус и редко регламентируются нормативными актами. Исключение составляют учебные программы, связанные с обучением охране труда и безопасности деятельности в различных сферах. Наоборот, программы дополнительного профессионального образования почти всегда жёстко регулируются законодателем,
  • по итогам дополнительного образования не присваивается ни новая специальность, ни новая квалификация, не обязательно присвоение новой компетенции. По итогам дополнительного профессионального образования строго обязательно присвоение новой квалификации или новой компетенции,
  • по итогам дополнительного образования выдаётся простое удостоверение, а по итогам дополнительного профессионального образования - удостоверение о повышении квалификации (до 249 академических часов) либо диплом о профессиональной переподготовке (не менее 250 академических часов).

Дополнительное образование бывает как для взрослых, так и для детей. Дополнительное профессиональное образование чаще всего предназначено только для совершеннолетних лиц.

Поступающему на курсы очень важно обращать внимание не на рекламные статьи учебных заведений, а на текст договора на обучение. Если целью обучения является повышение квалификации, профессиональная переподготовка, приобретение новой специальности, компетенции, то в договоре на обучение должны быть слова о том, что слушатель по итогам обучения в случае успешной аттестации получит удостоверение о повышении квалификации или диплом о профессиональной переподготовке. Так, например, в договоре СПбГАСУ на дистанционное обучение по курсу «Управление государственными и муниципальными закупками» чётко сказано, что данное обучение осуществляется по программе повышения квалификации. Если же в договоре нет таких слов, значит, Вас пытаются подписать на мало что значащий в карьерном плане курс дополнительного образования.


Об авторе

Чем отличается дополнительное профессиональное образование от дополнительного образования?

Добрый день. Помогите, пожалуйста, найти определение и отличие понятий «профессиональная подготовка», «стажировка», «профессиональная переподготовка» и «повышение квалификации».
Наталья

Ответ консультанта

Здравствуйте. Определение слова «Стажировка» можно найти, например, в Приказе Минтопэнерго РФ от 19.02.2000 N 49 «Об утверждении Правил работы с персоналом в организациях электроэнергетики Российской Федерации». Там сказано:

«Стажировка » – практическое освоение непосредственно на рабочем месте навыков выполнения работы или группы работ, приобретённых при профессиональной подготовке.

В Решении Экономического совета СНГ «О проекте Соглашения о сотрудничестве государств - участников СНГ в области профессионального образования в сфере электроэнергетики» (Принято в г. Москве 10.12.2015) можно найти остальные понятия.

«Профессиональное подготовка/обучение - вид образования, который направлен на приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для выполнения определенных трудовых, служебных функций (определенных видов трудовой, служебной деятельности, профессий); <…>

повышение профессиональной квалификации - вид образования, который направлен на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации. Осуществляется по программам дополнительного профессионального образования, а также в форме профессионального обучения по программам повышения квалификации рабочих и служащих; <…>

профессиональная переподготовка - дополнительное профессиональное образование, которое направлено на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации.»

Для конкретно Вашего случая следует изучить законодательства и приказы по Вашему рабочему профилю. Отличаться от представленных формулировок они будут незначительно.

Повышение квалификации - это один из видов профессионального обучения сотрудников, имеющий целью повышение уровня их теоретических знаний, совершенствование практических навыков и умений. Целью повышения квалификации специалистов и рабочих является обновление их теоретических и практических знаний в соответствии с постоянно повышающимися требованиями государственных образовательных стандартов. Данное обучение направлено на последовательное совершенствование их профессиональных и экономических знаний, умений и навыков, рост мастерства по имеющимся профессиям.

Повышение квалификации включает в себя виды обучения: краткосрочное (не менее 72 часов), теоретические и проблемные семинары (от 72 до 100 часов), длительное (свыше 100 часов).

Государственные образовательные учреждения повышения квалификации, а также прошедшие аккредитацию негосударственные образовательные учреждения повышения квалификации выдают слушателям, успешно завершившим курс обучения, следующие документы государственного образца: удостоверение о повышении квалификации - для лиц, прошедших краткосрочное обучение или участвовавших в работе тематических и проблемных семинаров по программе в объеме от 72 до 100 часов; свидетельство о повышении квалификации - для лиц, прошедших обучение по программе в объеме 100 часов.

Удостоверение повышение квалификации - документ, который выдается лицам, прошедших краткосрочное обучение или участвовавших в работе тематических и проблемных семинаров, с целью повышения квалификации, по программе в объеме от 72 до 100 часов.

Свидетельство повышение квалификации - документ, который выдается лицам, прошедшим обучение, с целью повышения квалификации, по программе в объеме более 100 часов.

Аттестация - форма оценки работы (соответствия занимаемой должности) персонала. В современных реалиях аттестация персонала является эффективным механизмом, регулирующим уровень квалификации специалистов и руководящих работников строительных организаций, входящих в состав СРО либо претендующих на получение статуса члена данных объединений. Профессиональная квалификационная аттестация включает в себя комплекс программно-алгоритмических, технических, организационных, научно-методических мер, направленных на установление соответствия уровня знаний и компетенции специалистов, а также работников руководящего звена занимаемой должности.

Квалификационный аттестат - это документ Государственного образца, подтверждающий нахождения специалиста в должности на предприятии или объекте. Квалификационный аттестат подтверждает наличие у работника необходимых для выполнения должностных обязанностей профессиональных знаний и способностей. Квалификационный аттестат по строительству необходимо подтверждать один раз в три года.

Очное обучение - способ реализации процесса подготовки специалистов, основанный на аудиторных практико-ориентированных занятиях, в ходе которых субъект непосредственно контактирует с преподавателями, то есть необходимо будет присутствовать на занятиях лично и активно участвовать в обсуждениях по данной теме. По истечении срока обучения проходят зачёты, показывающие насколько обучаемый усвоил материал.

Дистанционное обучение - целенаправленная, методически организованная учебно-познавательная деятельность лиц, находящихся на расстоянии от образовательного центра. Данная форма обучения является самой молодой формой обучения, которая возникла во второй половине XX века. Она представляет собой способ реализации процесса обучения, который основан на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих проводить обучение на расстоянии без личного контакта между преподавателем и учащимся. Таким образом, взаимодействие между преподавателем и студентом осуществляется через интернет-связь и электронную почту.

Заочное обучение - это одна из форм подготовки и повышения квалификации специалистов с высшим и средним специальным образованием, которая позволяет получить образование без отрыва от трудовой деятельности. Главное отличие заочной формы обучения от очной формы обучения заключается в том, что акцент здесь делается на самостоятельную работу учащихся. Этот вид учёбы характеризуется фазностью. В первую фазу происходит получение базы знаний, обучающей литературы и её изучение (установочная сессия), во вторую - производится проверка усвоенного материала (зачётно - экзаменационная сессия). При этом эти фазы заметно отстают друг от друга по времени (обычно от нескольких месяцев до года).

Дистанционно-заочное обучение - одна из форм подготовки и повышения квалификации специалистов с высшим и средним специальным образованием, которая позволяет получить образование без отрыва от трудовой деятельности с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих проводить обучение на расстоянии без личного контакта между преподавателем и учащимся. Система дистанционно-заочного обучения направлена на углубленную самостоятельную работу учащихся с использованием компьютерных технологий и дополнительных учебно-методических материалов, поставляемых обучающими центрами.

Особо опасные, технически сложные и уникальные объекты капитального строительства определяются Статьей 48.1. Градостроительным Кодексом Российской Федерации

1. К особо опасным и технически сложным объектам относятся:

  1. объекты использования атомной энергии (в том числе ядерные установки, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ);
  2. гидротехнические сооружения первого и второго классов, устанавливаемые в соответствии с законодательством о безопасности гидротехнических сооружений;
  3. линейно-кабельные сооружения связи и сооружения связи, определяемые в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  4. линии электропередачи и иные объекты электросетевого хозяйства напряжением 330 киловольт и более;
  5. объекты космической инфраструктуры;
  6. аэропорты и иные объекты авиационной инфраструктуры;
  7. объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования;
  8. метрополитены;
  9. 9) морские порты, за исключением морских специализированных портов, предназначенных для обслуживания спортивных и прогулочных судов;
  10. утратил силу. - Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ;
    10.1) тепловые электростанции мощностью 150 мегаватт и выше;
    (п. 10.1 введен Федеральным законом от 04.12.2007 N 324-ФЗ)
  11. опасные производственные объекты, на которых:
    • получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества в количествах, превышающих предельные. Такие вещества и предельные количества опасных веществ соответственно указаны в приложениях 1 и 2 к Федеральному закону от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"). Не относятся к особо опасным и технически сложным объектам газораспределительные системы, на которых используется, хранится, транспортируется природный газ под давлением до 1,2 мегапаскаля включительно или сжиженный углеводородный газ под давлением до 1,6 мегапаскаля включительно;
      (в ред. Федерального закона от 04.12.2007 N 324-ФЗ)
    • утратил силу с 1 января 2008 года. - Федеральный закон от 04.12.2007 N 324-ФЗ;
    • получаются расплавы черных и цветных металлов и сплавы на основе этих расплавов;
    • ведутся горные работы, работы по обогащению полезных ископаемых, а также работы в подземных условиях;
    • используются стационарно установленные канатные дороги и фуникулеры.

2. К уникальным объектам относятся объекты капитального строительства, в проектной документации которых предусмотрена хотя бы одна из следующих характеристик:

  1. высота более чем 100 метров;
  2. пролеты более чем 100 метров;
  3. наличие консоли более чем 20 метров;
  4. заглубление подземной части (полностью или частично) ниже планировочной отметки земли более чем на 10 метров;
  5. наличие конструкций и конструкционных систем, в отношении которых применяются нестандартные методы расчета с учетом физических или геометрических нелинейных свойств либо разрабатываются специальные методы расчета.

Градостроительный кодекс РФ - закон, определяющий порядок осуществления градостроительной деятельности на территории РФ.

Градостроительная деятельность включает в себя территориальное планирование, градостроительное зонирование, планировку территорий, архитектурно-строительное проектирование. Сюда также входят строительство, капремонт и реконструкция объектов капстроительства. Определяются основные понятия, принципы законодательства, полномочия органов в области градостроительной деятельности. Одним из достоинств нового кодекса является установленный в нем принцип сохранения культурного наследия и благоприятных природных условий жизни. Он предусматривает участие граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности.

Отдельная глава посвящена саморегулированию в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции и капремонта. Это обусловлено отменой лицензирования в указанной сфере.

Устанавливается ответственность за нарушение законодательства о градостроительной деятельности.

Определяются особенности осуществления этой деятельности в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге.
Кодекс введен в действие со дня его официального опубликования

Если учащийся еще студент, то результаты по пересекающимся дисциплинам будут учтены. Обучение обычно длится около двух лет, после чего студенты получают дипломы гособразца о дополнительном образовании.Особенности Профессиональная подготовка, переподготовка имеют свои особенности. Принципиального различия между этими понятиями нет. Помимо, собственно, развития есть еще несколько нюансов, почему требуется получить дополнительную квалификацию:

  • необходимость переподготовки связана с процессом высвобождения сотрудников, их продвижением по служебной лестнице, внутрипроизводственной текучкой, обусловленной поиском работы с лучшими условиями;
  • переподготовка должна быть связана с профессиональным и квалифицированным продвижением сотрудников, основной формой которых является получение смежной или второй профессии.

Чем отличается повышение квалификации от профессиональной переподготовки

Учебные программы такого курса разрабатываются под конкретные профессии и учитывают квалифицированные требования. В данном случае обязательно наличие законченного среднего профессионального или высшего образования.
Обучение длится полгода, после которого специалист получает диплом установленного образца о пройденной профессиональной переподготовке.

  • С целью получить допквалификацию. Дополнительная профессиональная переподготовка в данном случае может служить хорошей альтернативой второму высшему образованию.
    Получить допквалификацию могут специалисты, имеющие полное высшее или среднее профессиональное образование.

Основные отличия повышения квалификации и профессиональной переподготовки

повышение профессиональной квалификации - вид образования, который направлен на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации. Осуществляется по программам дополнительного профессионального образования, а также в форме профессионального обучения по программам повышения квалификации рабочих и служащих; <… профессиональная переподготовка - дополнительное профессиональное образование, которое направлено на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации.» Для конкретно Вашего случая следует изучить законодательства и приказы по Вашему рабочему профилю.

Отличия профессиональной переподготовки и повышения квалификации

Совершенствование знаний При необходимости улучшения определенных способов выполнения работы, их систематизации и обновления, из-за постоянно меняющихся требований возникает потребность в другом виде обучения. Процесс повышения квалификации условно делится на 3 типа:

Чем отличаются программы переподготовки от курсов повышения квалификации?

Все чаще это дистанционное изучение материала. Поэтому профессиональная переподготовка – это отличный шанс получить еще одну специальность, не отрываясь от основной работы. Документы Слушатели курсов после аттестации получают:

  • диплом о профессиональной переподготовке (подготовке): выдается тем слушателям, которые отучились больше 1000 часов;
  • удостоверение о краткосрочном повышении квалификации: выдается студентам, прослушавшим лекции до 100 часов;
  • свидетельство о повышении квалификации: выдается слушателям, отучившимся более 100 часов.

Все документы имеют установленный образец и являются настоящим документом, подтверждающим квалификацию и специальность. Как выбрать профессию Среди огромного количества специализаций можно легко растеряться и сделать неправильный выбор.

«об образованиии в российской федерации»

Внимание

Преимущества перепрофилирования:

  • Профессионализм сотрудника по окончанию.
  • Универсальность и гибкость работника.
  • Возможность работать в разных областях.
  • Возможность найти высокооплачиваемую работу.
  • Конкурентное преимущество на рынке труда.
  • Возможность совместить несколько специальностей.
  • Большая база знаний.
  • Реальные умения решения рабочих задач.

Повышение квалификации рабочих Повышение квалификации – это обучающая программа для работников, которая позволяет получить новые знания и навыки в их сфере деятельности. В отличие от перепрофилирования, такое обучение проходит в рамках одной, полученной ранее, специальности.

Обучение может длиться от 72 часов до нескольких месяцев. Краткосрочные курсы посвящены решению конкретной проблемы или задачи.

Федерального закона № 273-ФЗ дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки). Программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.

Программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации. К освоению дополнительных профессиональных программ допускаются: 1) лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование; 2) лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.

Качество знаний от этого не страдает, а, наоборот, учащийся целенаправленно изучает конкретную специальность и ее специфику. Такое обучение намного удобнее, быстрее и, самое главное, не бьет по карману.

Отличие от повышения квалификации Некоторые путают понятия «повышение квалификации» и «профессиональная переподготовка», считая, что это одно и то же. Это не так. Эти два понятия имеют существенные различия.

Инфо

Под повышением квалификации следует понимать обучение тех лиц, которые имеют профессию в определенной сфере и хотят усовершенствовать профессиональные навыки, знания и умения, не повышая при этом образовательный уровень. Под профессиональной переподготовкой следует понимать обучение тех лиц, которые уже имеют определенную должность или профессию, но хотят получить новую, в собственных интересах или с учетом потребностей на производстве.

В продолжение темы:
Планирование 

Случается так, что владельцы банковских карт переводят денежные средства в адрес незнакомых людей, не подозревая их в мошенничестве. К сожалению, такое происходит нередко:...

Новые статьи
/
Популярные