Решении о проведении выездной налоговой. Решение о выездной проверке

Решение о проведении выездной налоговой проверки – это обязательный документ, который должен быть предоставлен проверяемому лицу перед проведением процедуры. В большинстве случаев уполномоченные Федеральной налоговой службы действительно имеют при себе такой документ. Однако настолько ли всё просто на практике и какие лазейки можно использовать, чтобы избежать неправомерных действий со стороны проверяющих, будем разбираться далее.

Данный документ не так уж сложен в заполнении, однако довольно часто именно в нём можно найти ключевые основания для признания деятельности налоговиков незаконной и, как результат, аннулировать их решения по итогам проверки. Итак, фирменный бланк в обязательном порядке должен содержать:

  • Регистрационный номер налогоплательщика.
  • Его фамилию, имя и отчество.
  • Фактический или юридический адрес, по которому находится проверяемое лицо.
  • Виды налогов, по которым будет осуществлять проверка.
  • Срок, за который берётся информация для проведения мероприятия.
  • Личные данные уполномоченных вести проверку лиц, включая имена и фамилии, а также номера служебных удостоверений.
  • Подпись руководителя или его зама, а также печать самой ФНС.

Казалось бы, все атрибуты стандартны. Однако к некоторым из них можно присмотреться более внимательно.

Установленный порядок

Любая выездная и камеральная налоговая проверка строго регламентируется Налоговым кодексом Российской Федерации. В отдельных статьях, в частности, в статье 100 НК, указан порядок проведения мероприятий подобного направления. Разберём подробно несколько интересующих нас аспектов:

  1. Решение обязательно должно содержать наименования видов налогов, по которым осуществляется проверка. Это значит, что уполномоченные лица имеют право запрашивать информацию и документацию исключительно по указанным видам налогов. Любые другие запросы являются незаконными и расцениваются как грубое нарушение инструкций и НК в целом. Вы можете как на месте обжаловать такую просьбу, так и приберечь факт данного правонарушения для дальнейших разбирательств в высших инстанциях.
  2. В документе обозначается чёткий срок, документы за который могут привлекаться к проверке. Напомним, что проверочные мероприятия могут осуществляться за период не более 3 лет до момента выдачи решения. Таким образом, попытка получить документы за другое время автоматически дискредитирует сотрудников ФНС и ставит под сомнение уровень их компетентности, давая вам ещё один козырь в споре.
  3. В решении должны отражаться данные о лицах, проводящих проверку. Этот пункт наиболее интересен. Дело в том, что в российской практике встречалось довольно много случаев, когда в документе прописаны данные одних людей, а на проверку приходили совсем другие. Если вы зафиксировали подобное нарушение, то на законных основаниях имеете право отказать в доступе на территорию, предоставлении документации и других требованиях стоящих перед вами граждан.

Кстати, ещё одним обязательным требованием является указание данных ВСЕХ проверяющих, которые вовлечены в процесс. Если информация совпадает по двум людям, а третий – «лишний», вы можете не допускать его к работе. В этой ситуации, когда действующих лиц всего трое, вы имеете право «развернуть» и остальных двоих, оформленных по правилам, так как любая выездная проверка осуществляется минимум тремя уполномоченными лицами.

На что ещё обратить внимание?

Можно проверить свои данные – ошибка в адресе или даже одной букве в вашей фамилии будет являться веским основанием для оспаривания любых решений проверяющей стороны. Кроме того, обязательно обращайте внимание на дату выдачи решения руководством. На первой стадии она может играть лишь второстепенную роль, но по факту именно с этого момента начинается отсчёт дней налоговой проверки, а не с момента вручения вам копии. Так что если сотрудники ФНС пришли через 10 дней, срок проведения процедуры сократится ровно на это время.

Копия или оригинал

В соответствии с нормами Налогового кодекса Российской Федерации, нигде не указано, какая именно форма решения должна предоставляться проверяемому лицу. В судебной практике были прецеденты, когда гражданин пытался оспорить решение проверяющих из-за выдачи в качестве решения от налогового органа лишь копии документа. Но апелляция была отклонена, так как даже в такой форме представлена аналогичная оригиналу информация, достаточная для составления возражения.

Помните, если вам пришло уведомление о плановой проверке (а оно приходит в большинстве случаев), обязательно тщательно подготовьтесь к этому мероприятию. Почитайте НК и его положения относительно действий сотрудников, вызубрите требования к составлению Решения и актов о проведённой проверке, будьте внимательны при общении с проверяющими и подмечайте все их ошибки. И не стоит нервничать, ведь они, как и вы, делают свою работу. А значит, вы на равных.

Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) назначить выездную налоговую проверку. 1. Лицо, в отношении которого проводится проверка: ________________________________________________________________________. (полное и сокращенное наименования организации или полное и сокращенное наименования организации и филиала (представительства) организации; Ф.И.О. индивидуального предпринимателя, физического лица, ИНН, КПП) _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ (основание проведения выездной налоговой проверки) 2. Предмет выездной налоговой проверки (вопросы правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) конкретных налогов и сборов) и период, за который назначена выездная налоговая проверка :

Наименование налога (сбора, "по всем налогам и сборам")

Проверяемый период

с ______ по______

3. Должностные лица налогового органа, которым поручается проведение выездной налоговой проверки, и сотрудники органа внутренних дел (в случае участия): _________________________________________________________________________ (должности, Ф.И.О. должностных лиц налогового органа с указанием руководителя проверяющей группы (бригады) и сотрудников органа внутренних дел) Руководитель (заместитель руководителя) __________________________________ __________ ____________________ (наименование налогового органа) (подпись) (Ф.И.О.) Решение о проведении выездной налоговой проверки получил ________________ _____________________________________________________________________ . (дата, подпись, Ф.И.О. лица, получившего документ, для представителя указывается основание представительства (наименование и иные реквизиты документа, подтверждающего полномочия) ______________________________

(1) Отчество указывается при наличии.

(2) КПП указывается для организаций.

(3) Указывается основание проведения выездной налоговой проверки в соответствии со статьей 89 Кодекса:

в случае проведения выездной налоговой проверки за период, превышающий три календарных года, предшествующих году, в котором вынесено решение: "в соответствии с пунктом 4 статьи 89 Кодекса в связи с представлением уточненной налоговой декларации (указывается наименование налоговой декларации)";

в случае проведения повторной выездной налоговой проверки: "в соответствии с подпунктом 1 пункта 10 статьи 89 Кодекса в порядке контроля вышестоящим налоговым органом за деятельностью (указывается наименование налогового органа, проводившего проверку)" или "в соответствии с подпунктом 2 пункта 10 статьи 89 Кодекса в связи с представлением уточненной (указывается наименование налоговой декларации), в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного";

в случае проведения выездной налоговой проверки в связи с реорганизацией или ликвидацией организации: "в связи с реорганизацией организации" или "в связи с ликвидацией организации").

В иных случаях основание для проведения выездной налоговой проверки не указывается.

(4) Указывается согласно пункту 1 статьи 89.2 Кодекса для налогоплательщика - участника регионального инвестиционного проекта в качестве предмета выездной налоговой проверки (помимо перечисленных налогов и сборов): "Соответствие показателей реализации регионального инвестиционного проекта требованиям, предъявляемым к региональным инвестиционным проектам и (или) их участникам, установленным Кодексом и (или) законами соответствующих субъектов Российской Федерации".

(5) Заполняется в случае вручения документа на бумажном носителе.

4. Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика может проводиться по одному или нескольким налогам (пункт 3 статьи 89 Налогового кодекса).

Предмет проверки указывается путем перечисления наименований конкретных налогов (сборов) либоуказанием на проведение выездной налоговой проверки «по всем налогам и сборам». Указание в качестве предмета проверки отдельных вопросов исполнения законодательства о налогах и сборах, не допускается.

При проведении проверки по федеральному налогу, предусмотренному специальным налоговым режимом (главы 26.1 – 26.4 Налогового кодекса), предмет проверки указывается: «по всем налогам и сборам, а также по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в соответствии со статьей 2 и пунктом 1 статьи 25 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Период, за который проводится проверка , должен состоять из целого числа налоговых периодов по всем налогам, сборам. При проведении проверки по нескольким или всем налогам и сборам (независимо от формулировки предмета проверки) рекомендуется устанавливать единый период, за который проводится проверка.

В рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период , не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки (абзац второй пункта 4 статьи 89 Налогового кодекса).

При указании периода проведения проверки вновь созданных организаций, налоговым органам необходимо учитывать, что в соответствии с пунктом 2 статьи 55 Налогового кодекса для организаций, созданных после начала календарного года, первым налоговым периодом является период времени со дня создания организации до конца данного года, а при создании организации в день, попадающий в период времени с 1 декабря по 31 декабря, первым налоговым периодом для нее является период времени со дня создания до конца календарного года, следующего за годом создания. При этом днем создания организации признается день ее государственной регистрации. В отношении тех налогов, по которым налоговый период устанавливается как календарный месяц или квартал, указание первых налоговых периодов производится в соответствии с периодами, согласованными при создании организации налоговым органом на основании пункта 4 статьи 55 Налогового кодекса.

Налоговые органы не вправе проводить:

две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период (пункт 5 статьи 89 Налогового кодекса);

в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года, за исключением случаев принятия решения руководителем ФНС России о необходимости проведения выездной налоговой проверки налогоплательщика сверх указанного ограничения.

Для проведения более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года в отношении каждой выездной налоговой проверки сверх указанного ограничения налоговым органом в вышестоящий налоговый орган направляется мотивированный запрос о проведении выездной налоговой проверки. В случае, если таким налоговым органом является управление ФНС России по субъекту Российской Федерации, то оно направляет указанный запрос вместе со своим мотивированным заключением о целесообразности проведения выездной налоговой проверки непосредственно в ФНС России. В случае, если, по мнению Управления ФНС России по субъекту Российской Федерации, целесообразность проведения выездной налоговой проверки отсутствует, запрос не направляется. О принятом решении сообщается налоговому органу, направившему запрос.

ФНС России рассматривает запрос и сообщает о своем решении. В случае положительного решения назначение выездной налоговой проверки осуществляется соответствующим налоговым органом в установленном порядке.

При определении количества выездных налоговых проверок налогоплательщика не учитывается количество проведенных самостоятельных выездных налоговых проверок его филиалов и представительств.

Ограничения по периодам и количеству проверок согласно пункту 16.1 статьи 89 Налогового кодекса не действуют, если решение о назначении выездной налоговой проверки резидента, исключенного из единого реестра резидентов Особой экономической зоны в Калининградской области , вынесено не позднее чем в течение трех месяцев с момента уплаты сумм налогов, предусмотренных:

пунктом 10 статьи 288.1 Налогового кодекса в части правильности исчисления и полноты уплаты суммы налога на прибыль организаций в отношении прибыли, полученной от реализации инвестиционного проекта;

пунктом 7 статьи 385.1 Налогового кодекса в части правильности исчисления и полноты уплаты суммы налога на имущество организаций в отношении имущества, созданного или приобретенного при реализации инвестиционного проекта.

2.4. Решение о проведении проверки организации с одновременной проверкой обособленных подразделений кроме полного и сокращенного наименования организации содержит наименования (в случае наличия) и адреса мест нахождения обособленных подразделений, подлежащих одновременной проверке, их КПП.

Организацию выездных налоговых проверок налогоплательщиков - организаций с одновременной проверкой обособленных подразделений осуществляют налоговые органы по месту нахождения организации.

Организацию выездной налоговой проверки организации, отнесенной в порядке, предусмотренном статьей 83 Налогового кодекса, к категории крупнейших налогоплательщиков, с одновременной проверкой обособленных подразделений осуществляет налоговый орган, осуществивший постановку этой организации на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика.

Не позднее, чем за один месяц до начала квартала, в котором запланировано начало проведения выездной налоговой проверки, налоговый орган, организующий проведение проверки, направляет налоговым органам по месту нахождения обособленных подразделений запрос о выделении должностных лиц для проведения проверки обособленного подразделения . В указанном запросе должны быть отражены следующие сведения:

полное наименование организации, ее ИНН;

наименование обособленного подразделения, подлежащего проверке (при наличии);

адрес места нахождения обособленного подразделения, подлежащего проверке, его КПП;

предполагаемые сроки начала и окончания проведения выездной налоговой проверки налогоплательщика - организации;

периоды, за которые проводится проверка;

предмет проверки (виды налогов, по которым проводится проверка).

При необходимости запрашиваются материалы предыдущих самостоятельных налоговых проверок филиалов (представительств).

Указанный запрос направляется в виде корреспонденции «для служебного пользования» по электронным каналам связи либо на бумажном носителе фельдъегерской связью, заказным или ценным почтовым отправлением.

Налоговый орган, получивший указанный запрос, обязан в течение 10 дней с момента получения запроса, представить предложения по составу сотрудников, которым будет поручено проведение проверки обособленного подразделения, с указанием фамилий, имен, отчеств (Ф.И.О.) должностных лиц, занимаемых ими должностей, классных чинов. При этом может указываться должностное лицо – руководитель проверяющей бригады по месту нахождения обособленного подразделения.

Количество экземпляров решения о проведении выездной налоговой проверки включает экземпляры:

для предъявления при доступе проверяющих на территорию (в помещения) по месту нахождения организации (далее остающийся на хранении в налоговом органе);

согласно количеству обособленных подразделений организации.

При оформлении экземпляров решения о проведении выездной налоговой проверки, а также иных решений, предусмотренных Налоговым кодексом, принимаемых в ходе выездной налоговой проверки, пометка «Для служебного пользования» (ДСП) не проставляется.

Копия Решения о проведении выездной налоговой проверки подлежит вручению лицу, в отношении которого проводится выездная налоговая проверка (его представителю) проверяющими должностными лицами налогового органа, назначившего выездную налоговую проверку, либо передаче иным способом.

Не позднее следующего рабочего дня после вынесения налоговым органом, назначившим проверку, решения о проведении выездной налоговой проверки соответствующие экземпляры решения направляются сопроводительным письмом налоговым органам по месту нахождения каждого обособленного подразделения.

К сопроводительному письму также могут прикладываться:

задания на проведение мероприятий налогового контроля проверяющим бригадам по месту нахождения обособленных подразделений проверяемого налогоплательщика;

сведения о результатах анализа хозяйственной деятельности налогоплательщика;

конфиденциальные сведения о налогоплательщике;

источники дополнительной информации о налогоплательщике;

структура организации налогоплательщика и порядок ведения документооборота;

порядок и сроки представления отчетов о работе бригады;

порядок и сроки представления проекта раздела акта по обособленному подразделению;

иные необходимые материалы.

Сопроводительное письмо с приложениями направляется в виде корреспонденции «для служебного пользования» по электронным каналам связи либо на бумажном носителе фельдъегерской связью, заказным или ценным почтовым отправлением.

Задание на проведение мероприятий налогового контроля и необходимые материалы могут также направляться в ходе проведения выездной налоговой проверки.

Решение о проведении выездной налоговой проверки доводится до сведения руководителя (уполномоченного им лица) обособленного подразделения организации непосредственно после прибытия проверяющих по месту нахождения данного обособленного подразделения.

Наличие у налогового органа по месту нахождения филиала (представительства, иного обособленного подразделения) Решения о проведении выездной налоговой проверки организации является основанием доступа должностных лиц, проводящих выездную налоговую проверку, на территорию или в помещение проверяемого лица (за исключением жилого помещения помимо или против воли проживающих в них физических лиц).

Одновременная проверка обособленных подразделений организации проводится в течение общего срока проведения проверки.

В целях контроля за исполнением заданий и дальнейшего распределения сумм доначисленных платежей, руководителю проверяющей группы рекомендуется вести журнал выполнения заданий проверяющими бригадами , в котором регистрируются задания, и фиксируется количество затраченного времени на их исполнение.

5. Налоговый орган вправе проводить самостоятельную выездную налоговую проверку филиалов и представительств по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты региональных и (или) местных налогов. При этом необходимо учитывать, что согласно пункту 7 статьи 12 Налогового кодекса налоги, предусмотренные специальными налоговыми режимами, относятся к федеральным налогам.

Решение о проведении выездной налоговой проверки филиала или представительства налогоплательщика-организации выносит налоговый орган, осуществивший постановку этой организации на учет по месту нахождения филиала или представительства налогоплательщика-организации (пункт 2 статьи 89 Налогового кодекса).

Налоговый орган, проводящий самостоятельную выездную проверку филиалов и представительств, не вправе проводить в отношении филиала или представительства две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период.

Налоговый орган не вправе проводить в отношении одного филиала или представительства налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение одного календарного года.

При проведении самостоятельной выездной налоговой проверки филиалов и представительств налогоплательщика срок проведения проверки не может превышать один месяц.

6. В последний день проведения выездной налоговой проверки руководитель проверяющей группы обязан составить справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения, и вручить ее налогоплательщику или его представителю. Иные проверяющие указанную справку не составляют и не подписывают.

В случае, если налогоплательщик (его представитель) уклоняется от получения справки о проведенной проверке, указанная справка направляется налогоплательщику заказным письмом по почте.

7. По результатам выездной налоговой проверки в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки.

Это решение должно содержать:

1) наименование налогового органа;

2) номер решения и дату его вынесения;

3) наименование налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора) или фамилию, имя, отчество индивидуального предпринимателя, в отношении которого назначается проверка (в случае назначения ВНП филиала или представительства налогоплательщика-организации помимо наименования организации указывается наименование филиала или представительства, у которого назначается проверка, а также код причины постановки на учет);

4) идентификационный номер налогоплательщика;

5) период финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора) либо его филиала или представительства, за который проводится проверка;

6) вопросы проверки (виды налогов, по которым проводится проверка);

7) фамилия, имя, отчество, должность и классные чины (специальные звания) лиц, входящих в состав проверочной группы, в том числе сотрудников органов внутренних дел, иных правоохранительных и контролирующих органов (в случае привлечения этих лиц к налоговым проверкам в установленном порядке);

8) подпись лица, вынесшего решение, с указанием его фамилии, имени, отчества, должности и классного чина.

Решение руководителя налогового органа является организационно-распорядительным документом, на основании которого совершаются все последующие процессуальные действия при осуществлении налогового контроля в форме выездной налоговой проверки.

Обязательные реквизиты, которые должен содержать этот документ, указаны в п. 2 ст. 89 НК РФ. К ним относятся:

1) полное и сокращенное наименование (фамилия, имя, отчество) налогоплательщика; предмет проверки, т.е. налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке;

2) периоды, которые будут определяться;

3) должности, фамилии и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается проведение проверки.

Основные существенные параметры, которые непременно должны содержаться в решении о проведении проверки, указаны непосредственно в НК РФ, что снижает риск злоупотребления со стороны налоговых органов. Отсутствие таких реквизитов может привести к признанию недействительным как самого решения о проведении выездной проверки, так и решения по результатам проверки.

При принятии решения о назначении ВНП руководитель налогового органа (его заместитель) должен учитывать ограничения, установленные ст. 89 НК РФ:

Не допускается назначать в течение одного календарного года две или более ВНП налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора) либо его филиала или представительства по одним и тем же налогам за один и тот же период;

В отношении одного налогоплательщика налоговые ор­ганы не вправе проводить более двух выездных проверок в год;

ВНП филиалов или представительств налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора) могут назначаться независимо от проведения проверок самого налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора);

ВНП, осуществляемая в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика (плательщика сбора - организации), а также назначаемая вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку, может назначаться независимо от времени проведения предыдущей проверки;

Запрещается назначать повторные ВНП по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным налогоплательщиком (плательщиком сбора) за уже проверенный налоговый период, за исключением случаев, когда такая проверка назначается в связи с реорганизацией или ликвидацией налогоплательщика (плательщика сбора) или в порядке контроля вышестоящего налогового органа за деятельностью налогового органа, проводившего проверку;

ВНП могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), непосредственно предшествовавших году проведения проверки.

В соответствии с п. 6 ст. 89 НК РФ предельные сроки проведения ВНП составляют два месяца, сроки ее продления, независимо от числа филиалов налогоплательщика, - до четырех месяцев, а в исключительных случаях могут быть увеличены до шести месяцев. При этом срок проведения ВНП будет исчисляться со дня вынесения решения о ее назначении, а не со дня вручения этого решения налогоплательщику, как в действующем порядке. Окончанием ВНП будет считаться день составления справки о проведенной проверке. Вводится норма, обязывающая проверяющего вручить данную справку налогоплательщику в последний день проверки.

Устанавливается, что ВНП осуществляется именно на территории налогоплательщика и только в случае отсутствия у него основания предоставить помещение - по месту нахождения налогового органа.

Детально прописаны контрольные мероприятия в отношении обособленных подразделений филиалов и представительств. Установлена возможность их проведения как в рамках ВНП основной организации, так и самостоятельно.

Самостоятельно могут быть проверены только филиалы и представительства налогоплательщика. Иные обособленные подразделения могут быть проверены только в ходе проверки самого налогоплательщика. Следует отметить, что самостоятельную проверку филиала или представительства (независимо от статуса налогоплательщика - крупнейший или нет) может проводить только налоговый орган по месту нахождения этого обособленного подразделения (п. 2 ст. 89 НК РФ).

Расширены возможности налоговых органов в вопросе назначения ВНП за предшествующие годы. В рамках ВНП может быть проверен период, не превышающий три календарных года, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении ВНП. Если такое решение было вынесено 30 декабря 2007 г., налоговый орган вправе проводить проверку за 2005 и 2006 гг. Таким образом, проверяемый период фактически увеличен на один год.

Введено ограничение количества ВНП, проводимых налоговым органом в течение календарного года: не более двух, независимо от проверяемых вопросов. Предусмотрены исключение из этого правила: в случае принятия руководителем налогового органа или его заместителем соответствующего решения, в случае проведения повторной ВНП по основаниям ст. 89 HК или проверки в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика.

Предусмотрены четкие основания и сроки приостановления ВНП на время:

1) истребования документов в порядке, установленных НКРФ;

2) получения информации от иностранных государственных органов;

3) проведения экспертиз;

4) перевода документов на русский язык.
Приостановление ВНП на время истребования документов

допускается не более одного раза по каждому лицу, у которых истребуются документы. Общий срок приостановления не может превышать шести месяцев (в случае если налоговый орган не сможет получить в течение этого срока запрашиваемую информацию от иностранных государств, указанный срок может быть продлен на три месяца).

На период приостановления ВНП налоговый орган oбязан прекратить все действия по истребованию документов и все действия на территории налогоплательщика, связанные проверкой. При этом налогоплательщику должны быть возвращены ранее истребованные документы. Позитивной считается норма, которая обязывает налогоплательщика обеспечить возможность должностным лицам налогового органа ознакомиться с документами, связанными с проведением проверки (ст. 93 НК РФ).

Срок представления документов - 10 дней. При этом период между вручением налогоплательщику требования о предоставлении документов и фактическим представлением их документов из срока проверки не вычитается. В этот период проверяющие могут воспользоваться правом на ознакомление подлинниками документов, связанными с исчислением и уплатой налогов. По смыслу п. 12 ст. 89 и абз. 3 п. 2 ст. 93 НК РФ налогоплательщик обязан обеспечить представление указанных документов на ознакомление незамедлительно, при этом срок ознакомления ограничен рамками ВНП. Раньше налоговые органы могли получить подлинники документов лишь в рамках процедуры выемки.

Налогоплательщику предоставляется право ходатайствовать перед налоговым органом о продлении срока представления документов (подачей письменного уведомления, направленного в налоговый орган в течение дня, следующего за днем получения требования). В уведомлении должны быть указаны при­чины продления срока и срок, в течение которого документы могут быть представлены. В течение двух дней со дня получения уведомления руководитель налогового органа принимает решение о продлении этого срока или об отказе в его продлении.

Повторная ВНП - это ВНП, проводимая независимо от времени проведения предыдущей проверки по тем же налогам за тот же период.

Вышестоящий налоговый орган имеет право осуществлять повторную проверку в порядке контроля деятельности налогового органа, проводившего ВНП.

Выявление в ходе повторной проверки нарушений, ранее не установленных первоначальной проверкой, исключает применение к налогоплательщику налоговых санкций. Они могут быть применены лишь в случае установления факта сговора между лицом, в отношении которого проводится проверка, и должностным лицом налогового органа (на основании приговора суда по уголовному делу).

Одним из оснований для назначения повторной проверки является представление налогоплательщиком уточненной декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного.

В случае назначения повторной ВНП в связи с ликвидацией или реорганизацией организации-налогоплательщика (плательщика сбора - организации) налоговым органом принимается решение, в котором необходимо указывать причину проведения ВНП (реорганизация, ликвидация).

Решение руководителя (его заместителя) вышестоящего налогового органа о назначении повторной ВНП в порядке контроля за деятельностью налогового органа оформляется в виде мотивированного постановления.

Если в период с момента вынесения решения о проведении ВНП (постановления о проведении повторной ВНП) до момента ее окончания возникают обстоятельства, вызывающие необходимость расширения (изменения) состава проверяющей группы, руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводящего проверку, может быть принято peшение (постановление) о внесении соответствующих дополнений (изменений) в решение о проведении ВНП (постановление о проведении повторной ВНП).

В исключительных случаях вышестоящий налоговый орган может увеличивать продолжительность ВНП до трех месяцев. Основаниями для продления срока проведения ВНП мо гут стать:

Проведение проверок крупных налогоплательщиков - организаций;

Необходимость проведения встречных проверок и (или направления запросов в организации и учреждения, располагающие информацией о налогоплательщике (плательщике сбора, налоговом агенте);

Наличие форс-мажорных обстоятельств (затопление, наводнение, пожар и т.п.) на территории, где проводится проверка;

Иные исключительные обстоятельства.

Как правило, в программу комплексной проверки в обязательном порядке включается проверка учетной политики организации для целей налогообложения. К основным вопросе подлежащим проверке, относится проверка:

1) правильности и полноты отражения в бухгалтерском учете и отчетности выручки от реализации товаров, работ услуг;

2) достоверности данных учета о фактических издержках обращения, полноты и правильности отражения в бухгалтерском учете фактических затрат на производство и реализацией продукции (работ, услуг);

3) правильности отражения в бухгалтерском учете и отчетности прибыли (убытка) от реализации основных средств, прочих активов;

4) правильности и полноты отражения в бухгалтерском учете и отчетности доходов и расходов от внереализационных операций;

5) правильности отражения операций с ценными бумагами;

6) правильности определения валовой прибыли;

7) правильности определения налогооблагаемой прибыли;

8) правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты в бюджет НДС;

9) состояния налогового учета и организации учетной политики организации для целей налогообложения; наличия регистров налогового учета по налогу на прибыль, НДС, ведение раздельного учета льготируемых операций и др.;

10) правильности исчисления налога на имущество;

11) правильности исчисления региональных и местных налогов и сборов;

12) правомерности использования льгот по всем проверяемым видам налогов;

13) правильности отчисления, полноты и своевременности уплаты платежей во внебюджетные фонды (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, фонды обязательного медицинского страхования, Экологический фонд);

14) правильности проведения расчетов с использованием наличных денежных средств;

15) наличия лицензий на осуществляемые виды деятельности, которые подлежат лицензированию;

16) правильности исчисления, своевременности и полноты перечисления в бюджеты различных уровней доходов от приватизации, дивидендов по акциям, принадлежащим государству, арендной платы от сдачи в аренду государственной и муниципальной собственности;

17) состояния платежной дисциплины;

18) правильности определения цен в случаях, установленных НК РФ.

В зависимости от специфики проверяемой организации в программу выездной налоговой проверки могут включаться и другие вопросы, например проверка внешнеэкономических операций, проверка соблюдения установленного порядка использования контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением.

Программы ВНП по отдельным видам налогов включают вопросы, связанные с исчислением этих налогов.

Программа ВНП утверждается руководителем налогового органа или его заместителем.

28. Характеристика встречной сверки и сопоставление документов (взаимная сверка, взаимный контроль, контрольное сличение).

Данные методы применяются в целях исследования несоответствия в содержании нескольких взаимосвязанных (сопряженных) документов.

НК РФ регламентирует порядок проведения выездной налоговой проверки.

Выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.

В случае, если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, выездная налоговая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа .

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

Решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган:

    1. по месту нахождения организации или по месту жительства физического лица;
    2. налоговый орган, осуществивший постановку организации на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика.

Объект выездной налоговой проверки:

  • финан­сово-хозяйственные операции налогоплательщика за весь отчет­ный период, но не более чем за три года , предшествующие на­значению данного вида проверки.

Предмет выездной налоговой проверки:

  • правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

Выездная налоговая проверка проводится с использованием сплошного метода , посредством которого не только проверяются все документы налогоплательщика, имеющие отношение к уплате налогов, но и проводится инвентаризация имущества, осмотр (обследование) территории и помещений налогоплательщика, используемых им для извлечения прибыли (дохода).

В ходе проведения выездной налоговой проверки сотрудни­ки налоговых органов имеют обширные процессуальные права, в частности:

    1. изымать документы, свидетельствующие о факте на­логового правонарушения;
    2. вызывать и допрашивать свидетелей;
    3. привлекать специалистов и (или) переводчиков;
    4. привлекать по­нятых;
    5. назначать экспертизу.

Самостоятельная выездная налоговая проверка филиала или представительства проводится на основании решения налогового органа по месту нахождения такого обособленного подразделения.

Решение о проведении выездной налоговой проверки должно содержать следующие сведения:

  • полное и сокращенное наименования либо фамилия, имя, отчество налогоплательщика;
  • предмет проверки, то есть налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке;
  • периоды, за которые проводится проверка;
  • должности, фамилии и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается проведение проверки.

Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика может проводиться по одному или нескольким налогам.

В случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации в рамках соответствующей выездной налоговой проверки проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация.

Налоговые органы не вправе проводить:

    1. 2 и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период;
    2. в отношении одного налогоплательщика более 2 выездных налоговых проверок в течение календарного года, за исключением случаев принятия решения руководителем федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, о необходимости проведения выездной налоговой проверки налогоплательщика сверх указанного ограничения.

При определении количества выездных налоговых проверок налогоплательщика не учитывается количество проведенных самостоятельных выездных налоговых проверок его филиалов и представительств.

Сроки выездной налоговой проверки

Выездная налоговая проверка не может продолжаться более 2 месяцев . Указанный срок может быть продлен до 4 месяцев, а в исключительных случаях - до 6 месяцев. Срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке.

При необходимости уполномоченные должностные лица налоговых органов, осуществляющие выездную налоговую проверку, могут проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика, а также производить осмотр производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, в порядке, установленном статьей 92 НК РФ.

При наличии у осуществляющих выездную налоговую проверку должностных лиц достаточных оснований полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, сокрыты, изменены или заменены, производится выемка этих документов в порядке, предусмотренном статьей 94 НК РФ.

В последний день проведения выездной налоговой проверки проверяющий обязан составить справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения, и вручить ее налогоплательщику или его представителю.

В случае, если налогоплательщик (его представитель) уклоняется от получения справки о проведенной проверке, указанная справка направляется налогоплательщику заказным письмом по почте.


В отличие от камеральной проверки налоговый инспектор не может начать выездную проверку по собственной инициативе. Проверка проводится на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. Форма решения утверждена приказом МНС РФ от 08.10.99 г. № АП-3-16/318 “Об утверждении Порядка назначения выездных налоговых проверок” (в редакции Дополнения №1, утвержденного приказом МНС РФ от 07.02.2000 № АП-3-16/34).

Решение должно содержать:

  • Наименование налогового органа;
  • Номер решения и дату его вынесения;
  • Наименование налогоплательщика или ФИО индивидуального предпринимателя, в отношении которого назначается проверка (в случае назначения налоговой проверки филиала или представительства налогоплательщика-организации помимо наименования организации указывается наименование филиала или представительства, у которого назначается проверка, а также код причины постановки на учет);
  • Идентификационный номер налогоплательщика;
  • Период финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика либо его филиала или представительства, за который проводится проверка. В соответствии со ст. 87 НК РФ выездной налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года (плательщика сбора, налогового агента), непосредственно предшествовавшие году проведения проверки. Не допускается назначение в течение одного календарного года двух и более проверок налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора) либо его филиала по одним и тем же налогам и сборам и за тот же период. Однако при проведении тематической проверки налоговый орган имеет право, не дожидаясь годичного срока с даты проведения текущей налоговой проверки, назначить выездную налоговую проверку по другим налогам или за другой налоговый период. При комплексной проверке право на проведение очередной проверке у налогового органа возникает только по окончании одного года с момента проведения указанной проверки.
  • Вопросы проверки (виды налогов, по которым проводится проверка). Если в решении указано: “проверка правильности исчисления налога на добавленную стоимость и налога на пользователей автодорог” то проверка будет являться тематической, если – “проверка правильности соблюдения законодательства о налогах и сборах”, то такая проверка будет являться комплексной и охватывать вопросы правильности исчисления и уплаты всех налогов со сборов предприятием или организацией;
  • Ф.И.О., должности и классные чины (специальные звания) лиц, входящих в состав проверяющей группы, в том числе сотрудников федеральных органов налоговой полиции, иных правоохранительных и контролирующих органов (в случае привлечения этих лиц к налоговым проверкам);
  • Подпись лица, вынесшего решение, с указанием его Ф.И.О., должности и классного чина;

Наличие решения – единственное основание для допуска лиц, проводящих проверку, к проведению выездной налоговой проверки.

Отсутствие хотя бы одного реквизита в тексте решения является основанием для недопуска проверяющих к проведению проверки.

Необходимо учитывать, что не все проверки, проводимые налоговыми органами с выездом к налогоплательщику, являются налоговыми в смысле, указанном в НК РФ. Например, проверка применения контрольно-кассовых машин при расчетах с населением хоть и возложена на налоговые органы, регулируется не НК РФ, а Законом РФ от 18.06.93 № 5215-1 “О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением” и налоговой проверкой не является.

Решение вручается проверяющим руководителю предприятия либо иному уполномоченному лицу налогоплательщика. Отсутствие в момент предъявления решения налогоплательщика (его должностных или уполномоченных лиц) не является основанием для отмены выездной налоговой проверки или ее перенесения на более поздний срок. Решение может быть вручено секретарю или иному уполномоченному лицу под расписку. Если налогоплательщик уклоняется от получения решения, оно высылается по почте заказным письмом. В этом случае датой вручения решения будет считаться шестой день с момента отправки письма.

Фиксация даты вручения очень важна, так как дата вручения решения, в общем случае, является датой начала проведения проверки.

В случае если в период с момента вынесения решения о проведении выездной налоговой проверки до момента ее окончания возникнут обстоятельства, вызывающие необходимость расширения (изменения) состава проверяющей группы, руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводящего проверку, может быть вынесено решение о внесении соответствующих дополнений (изменений) в решение о проведении выездной налоговой проверки.

В продолжение темы:
Мотивация

У меня не всегда получается правильно распоряжаться деньгами, а еще я ленивый и нетерпеливый. Например, могу сорваться и на все накопления сходить в кино или в бар.Артур...

Новые статьи
/
Популярные