Сроки проведения проверок пожарной безопасности. Проверка пожарной инспекции: что должен знать руководитель

27 января 2017 года вступил в силу Приказ МЧС России от 30.11.2016 N 644, в котором представлен новый Административный регламент исполнения МЧС функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности.

Что устанавливает новый регламент? Документ в основном посвящен вопросам организации и проведения плановых и внеплановых проверок органами пожарного надзора. Установлены предмет надзора, права и обязанности ревизоров и проверяемых лиц, основания для проведения проверок, порядок, сроки их проведения, досудебный порядок обжалования решений и действий контролеров и др. В документе также частично затронуты вопросы организации и проведения мероприятий по профилактике нарушений требований пожарной безопасности.

Каково главное нововведение в порядке «пожарных» проверок? Главное нововведение заключается в том, что государственный пожарный надзор в России теперь будет осуществляться на основе риск-ориентированного подхода.

Что такое риск-ориентированный подход?

Риск-ориентированный подход представляет собой метод организации и проведения государственного контроля, при котором выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения плановых проверок зависит от того, к какой категории риска или классу опасности относится деятельность юрлица (ИП) или используемые этим лицом производственные объекты. Проще говоря, чем рискованнее, опаснее деятельность организации (ИП), тем чаще ее будут проверять в плановом порядке.

Зачем понадобились эти изменения?

Предполагается, что внедрение риск-ориентированного подхода позволит уменьшить затраты госструктур на контрольные мероприятия. Проверяемые лица также смогут сократить соответствующие издержки, и кроме того будут избавлены от избыточного давления со стороны государственного аппарата. Процесс перехода системы госконтроля на риск-ориентированный подход был запущен Постановлением Правительства РФ от 17.08.2016 N 806. Этим документом установлены правила отнесения деятельности юрлиц (ИП) и используемых ими объектов к определенной категории риска или определенному классу опасности, приведены виды проверок, которые необходимо осуществлять с применением риск-ориентированного подхода. В перечень попали и проверки, проводимые Госпожнадзором.

Но ведь сейчас действуют «надзорные каникулы» для малого бизнеса?

Действительно, на трехлетний период (с 2016 по 2018 гг.) установлен мораторий на проведение плановых неналоговых проверок в отношении субъектов малого предпринимательства. Интересно, что «надзорные каникулы» были введены Федеральным законом от 13.07.2015 N 246-ФЗ, который ввел и такое понятие, как риск-ориентированный подход. Согласно этому закону риск-ориентированный подход при осуществлении госконтроля в обязательном порядке применяется с начала 2018 года. Однако Правительству РФ дано право досрочно определить те виды деятельности, в которых указанный подход может применяться раньше установленной даты. Правительство воспользовалось этим правом и «запустило» риск-ориентированный подход в систему «пожарных» проверок.

Как часто будут проходить «пожарные» проверки по новым правилам? Периодичность плановых проверок зависит от присвоенного класса риска, например:

  • для категории высокого риска - один раз в 3 года;
  • для категории значительного риска - один раз в 4 года;
  • для категории среднего риска - не чаще чем один раз в 7 лет;
  • для категории умеренного риска - не чаще чем один раз в 10 лет;
  • для категории низкого риска - плановые проверки не проводятся.
Эти сроки установлены в приложении N 9 к регламенту МЧС.

Как будет определяться класс риска?

При присвоении объектам различных категорий риска учитываются тяжесть возможных негативных последствий несоблюдения на объекте противопожарных требований. Так, например, объекты дошкольного, начального и среднего образования, детские лагери считаются объектами высокой категории риска, а офисные здания высотой менее 15 метров или кафе, рассчитанные на 50 человек - объектами умеренного риска. Порядок ведения перечней таких объектов установлен п. 28-30 регламента МЧС.

Каким образом проверяемое лицо может узнать о грядущей проверке?

О проведении плановой проверки лицо, в отношении которого она проводится, должны уведомить не позднее, чем за три рабочих дня до ее начала (п. 59 регламента МЧС). Копию документа могут направить либо по почте заказным отправлением, либо с помощью электронной почты, причем отправлен должен быть электронный документ, подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью.

Как долго может продолжаться проверка?

По общему правилу, срок проведения как плановой, так и внеплановой проверки не может превышать 20 рабочих дней (п. 26 регламента МЧС). По результатам проверок должен быть составлен акт.

Какая ответственность предусмотрена за нарушение пожарной безопасности? За непосредственно нарушение требований пожарной безопасности в зависимости от характера правонарушения организацию могут оштрафовать на сумму от 150 тыс. до 500 тыс. рублей (ст. 20.4 КоАП РФ), а за неисполнение в срок предписания пожарного инспектора - на сумму от 70 тыс. до 80 тыс. рублей (часть 12 ст. 19.5 КоАП РФ).

В настоящее время значительно активизировалась деятельность государственных органов в части контроля за деятельностью юридических лиц и предпринимателей. В настоящей статье мы попробуем рассмотреть основные действия представителей юридического лица при проведении проверки пожарной инспекцией, дадим юридическую справку относительно подобных проверок. Полученная информация может быть полезна не только при проверке органами МЧС, но и при проведении контрольных мероприятия иными государственными структурами.

Для начала, предлагаю определиться, какие бывают виды проверок, иными словами, на основании чего на предприятие может прибыть инспекция. Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" определил виды и процедуры проверок, а также меры ответственности по их результатам. Согласно данному документу, мы можем столкнуться с плановыми и внеплановыми проверками, которые также могут подразделяться на документарные и выездные.

Предметом плановой проверки является соблюдение предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановой выездной проверки не может превышать пятьдесят часов для малого предприятия и пятнадцать часов для микропредприятия в год. По общему правилу, плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года. В исключительных случаях, а именно: в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования, в социальной сфере, плановые проверки могут проводиться два и более раза в три года. Перечень таких видов деятельности и периодичность их плановых проверок устанавливаются Правительством РФ. Срок проведения проверок, кроме исключительных случаев, не может превышать двадцать рабочих дней. Этот срок является общим как для плановых (документарных, выездных), так и для внеплановых (документарных, выездных) проверок.

Предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.

Законодатель устанавливает следующие основания для поведения внеплановой проверки:

1) истечение срока исполнения ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения;

2) поступление заявлений о фактах:

  • возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).

Исключением из общего правила являются субъекты малого и среднего предпринимательства, внеплановые выездные проверки в отношении которых могут проводиться только в двух случаях:

  • в случаях поступления обращений и заявлений о фактах возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • в случаях поступления обращений и заявлений о фактах причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Кроме того, внеплановые выездные проверки в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства могут проводиться только после согласования с органами прокуратуры, либо по их непоследственной инициативе, по месту осуществления деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований, исполнением предписаний и постановлений ГПН МЧС.

Предметом выездной проверки являются содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя сведения, а также соответствие их работников, состояние используемых указанными лицами при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств, производимые и реализуемые юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем товары (выполняемая работа, предоставляемые услуги) и принимаемые ими меры по исполнению обязательных требований норм пожарной безопасности.

Итак, определившись с видами проверок, мы можем сделать вывод (и получить тому документальное подтверждение) о цели прибытия пожарной инспекции. Проверка осуществляется на основании Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами установленных требований пожарной безопасности, утвержденного приказом МЧС РФ №517 от 01.10.2007г.

При прибытии на предприятие для проверки инспектор обязан:

  • предъявить служебное удостоверение;
  • ознакомить уполномоченного представителя организации с распоряжением или приказом руководителя, заместителя руководителя ГПН МЧС о назначении выездной проверки и с полномочиями проводящих выездную проверку лиц, а также с целями, задачами, основаниями проведения выездной проверки, видами и объемом мероприятий по контролю, составом экспертов, представителями экспертных организаций, привлекаемых к выездной проверке, со сроками и с условиями ее проведения.
  • вручить под роспись заверенные печатью копии распоряжения или приказа уполномоченному представителю юридического лица.

Согласно ст. 6 Закона N 69-ФЗ государственный пожарный надзор в России осуществляется только должностными лицами органов государственного пожарного надзора, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности. Другими словами, осуществлять надзор и проверку противопожарного состояния могуть только представители ГПН, а не начальники пожарных отрядов, как это бывает зачастую в связи с ростом коррупции.

Инспектора ГПН имеют право осуществлять государственный пожарный надзор за соблюдением требований пожарной безопасности организациями, а также должностными лицами и гражданами, проводить обследования и проверку территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов (в том числе в нерабочее время), входить беспрепятственно в порядке, установленном законодательством РФ, в жилые и иные помещения при наличии достоверных данных о нарушении требований пожарной безопасности, создающих угрозу возникновения пожара и (или) угрозу безопасности людей.

Кроме того, пожарные инспекторы вправе требовать представления документов, информации, образцов (проб) продукции, если они относятся к предмету проверки, давать руководителям юридических лиц и должностным лицам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности.

В перечень документов, представление которых необходимо для достижения целей проверки, входят:

  • правоустанавливающие документы на здания, сооружения, строения, территорию (свидетельство регистрации права собственности на недвижимое имущество (земельный участок), договоры аренды и иные документы, подтверждающие право пользования или распоряжения земельным участком, зданиями, строениями, сооружениями, помещениями, оборудованием, подобными объектами, транспортными средствами, в том числе договоры лизинга;
  • свидетельства о государственной регистрации юридического лица (индивидуального предпринимателя), банковские реквизиты организации;
  • заверенная копия устава юридического лица, решения о назначении руководителя;
  • документы распорядительного характера (приказы, распоряжения о назначении лиц, ответственных за противопожарное состояние объектов защиты, документы по организации обучения работников предприятия мерам пожарной безопасности, в т.ч. журналы инструктажей работников, журналы учета огнетушителей);
  • копии планов территории, объектов недвижимости (зданий, сооружений, помещений);
  • техническая документация на системы противопожарной защиты;
  • договоры на обслуживание систем противопожарной защиты (с приложением лицензий и планов работы на год);
  • акты проверки наружнего и внутреннего противопожарного водопровода на водоотдачу (весений и осенний);
  • технологическая документация, наличие и ведение которой регламентируется техническими регламентами, правилами пожарной безопасности, иными нормативными правовыми актами в зависимости от специфики деятельности предприятия;
  • акты приемки выполненных огнезащитных иных работ в области пожарной безопасности, выполнение которых предполагает наличие лицензии МЧС России;
  • расчёты категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, а также классов зон по ПУЭ производственных и складских помещений, зданий.

Попробуем разобраться с задачами проверки фактически и юридически, а также с регламентами проведения оной, которые могут быть нам полезными. Юридически задачами проверки пожарной инспекцией являются:

  • предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований пожарной безопасности;
  • предотвращение возможного причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным. растениям;
  • систематическое наблюдение за исполнением требований пожарной безопасности.

Фактически инспектор зачастую обращает внимание на следующие моменты в деятельности проверяемой организации:

  • Наличие приказа о соблюдении правил пожарной безопасности (и о назначении лиц ответственных за пожарную безопасность: по учреждению; по структурным подразделениям; за хранение и применение ЛВЖ и ГЖ).
  • Наличие планов эвакуации на случай пожара (наличие журнала отработки плана эвакуации).
  • Наличие средств оповещения на случай пожара (акт приемки).
  • Наличие автоматической противопожарной сигнализации (акт приемки, договор на обслуживание и схему ее расположения).
  • Ведение журнала осмотра помещений ответственным лицом, перед закрытием предприятия.
  • Наличие инструкции по пожарной безопасности.
  • Наличие журнала инструктажа о мерах противопожарной безопасности.
  • Наличие первичных средств пожаротушения, их исправность, (огнетушители должны иметь бирку с указанным сроком перезарядки).
  • Наличие внутренних пожарных кранов, их укомплектованность рукавами и наконечниками (акт проверки пожарного водопровода).
  • Обозначение эвакуационных выходов светящимися табло («ВЫХОД») белого цвета на зеленом фоне.
  • Наличие акта об обработке огнезащитным составом деревянных конструкций, панелей, стелажей и т.п.
  • Состояние путей эвакуации (наличие глухих решеток на оконных и дверных проемах, мест хранения ключей от запасных выходов)
  • Перепланировка помещений без согласования с пожарной охраной

Техническое состояние электросетей:

  • протоколы замеров сопротивления изоляции и заземляющих устройств;
  • наличие аварийного освещения, либо электрических фонарей;
  • наличие замков на электрощитах, наличие исполнительной схемы, наличие маркировки электрощита;
  • договор на обслуживание электросетей;
  • наличие перегрузок питающих линий (подключение дополнительных токоприемников без учета допустимой нагрузки электросети);
  • наличие времянок;
  • наличие скруток в проводах;
  • наличие некалиброванных плавких вставок;
  • наличие электропроводки с поврежденной изоляцией;
  • пользование плитками, кипятильником, чайником в помещениях, не предназначенных для приема пищи.

Наличие специальных мест для курения, оборудованных пепельницами и урнами.

Наличие табличек на дверях с фамилией ответственного за пожарную безопасность, и номером телефона, по которому можно вызвать пожарную охрану.

При наличие противопожарных дверей – сертификат на них.

При осуществлении строительных работ - сертификаты на строительные материалы, сведения о проведенной огневой защите и пр.

Действие при проверке

Исходя из вышеизложенного, можно резюмировать. При прибытии на объект пожарной инспекции следует убедиться в полномочиях проверяющих лиц. Напоминаю, что надзор за деятельностью юридических лиц осуществляют только подразделения ГПН МЧС. Любая проверка государственного органа производится на основании распоряжения (приказа). Распоряжение (его заверенная печатью копия) обязательно должно быть передано руководителю Компании или иному должностному лицу (определенному внутренним приказом Компании), одновременно с предъявлением служебного удостоверения проверяющего (за исключением внеплановых проверок по инициативе прокуратуры). Проводить проверку может только инспектор, данные которого указаны в постановлении. Данный инспектор обязан представиться и предъявить служебное удостоверение, распоряжения о проведении проверки. На основании распоряжения проверяются только те факты и основания, которые записаны в самом постановлении.

Практика свидетельствует, что Закон № 134-ФЗ дает руководителям организации эффективные инструменты для защиты прав. Одним из таких инструментов является «Журнал учета мероприятий по контролю юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», регламентированный статьей 9 Закона. В соответствии с ней: «В журнале учета мероприятий по контролю должностным лицом органа государственного контроля (надзора) производится запись о проведенном мероприятии по контролю, содержащая сведения о наименовании органа государственного контроля (надзора), дате, времени проведения мероприятия по контролю, о правовых основаниях, целях, задачах и предмете мероприятия по контролю, о выявленных нарушениях, о составленных протоколах, об административных правонарушениях и о выданных предписаниях, а также указываются фамилия, имя, отчество, должность лица (лиц), осуществившего мероприятие по контролю, и его (их) подпись».

В свою очередь, требование внести запись в «Журнал учета мероприятий по контролю» содержатся также в ведомственных инструкциях о проведении проверок, например приказ МЧС России от 17.03.2003 № 132 «Об утверждении инструкции по организации и осуществлению государственного пожарного надзора в РФ», пункт 62.

В дальнейшем, вы обязаны предоставить доступ к помещениям и/или документам, согласно заявленным в распоряжении о проведении проверки. Общий их список приведен в статье. Следует предоставлять доступ только к тем сведениям, которые запрашивает инспектор. Его задача выявить максимум нарушений, а ваша - пройти проверку с минимальными потерями.

Руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель юрлица при проведении проверки (плановой и внеплановой) имеют право:

  1. непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
  2. получать от органа ГПН и их должностных лиц информацию, которая относится к предмету проверки;
  3. знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии сними, а также с отдельными действиями должностных лиц органа ГПН;
  4. обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органа ГПН, повлекшие за собой нарушение прав юридического лица при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством РФ.

На основании проведенной проверки, юридическое лицо может быть привлечено к ответственности, а также ему может быть передано предписание на устранение выявленных проверкой недостатков, с указанием срока контроля исполнения предписания.

перспективными пятилетними планами плановых проверок, разрабатываемыми в органах ГПН региональных центров МЧС России, органах ГПН ГУ МЧС России по субъектам Российской Федерации, территориальных отделах (отделениях, инспекциях) органов ГПН ГУ МЧС России по субъектам Российской Федерации, в органах ГПН специальных и воинских подразделений, с учетом административно-территориальных образований, а также зданий, сооружений, строений, технологических установок и иного имущества, расположенных на территории, обслуживаемой указанными органами ГПН (далее - перспективный план);

Разрабатываемыми указанными органами ГПН, на основе перспективных планов, ежегодными планами;

Личными планами-графиками работы, составляемыми ежемесячно с учетом должностных обязанностей государственных инспекторов по пожарному надзору.

22. Планирование служебной деятельности органов ГПН и государственных инспекторов по пожарному надзору, не связанной с исполнением государственной функции на объектах надзора, осуществляется в установленном МЧС России порядке.

23. Перспективный план разрабатывается не позднее 15 августа перед началом первого календарного года в пятилетнем плане.

В перспективный план включаются:

Адреса мест нахождения объектов надзора;

Наименование органа ГПН, на который возлагается ответственность за организацию и проведение плановой проверки, наименование иного органа государственного надзора (при проведении совместных плановых проверок);

Дата и сроки проведения плановой проверки.

Перспективный план утверждается начальником органа ГПН до 20 августа года, предшествующего началу первого календарного года в пятилетнем плане. Сводный перспективный план по субъекту Российской Федерации и федеральному округу оформляются в электронном виде при сохранении дубликата информации на магнитном носителе.

Ежегодный план на предстоящий год разрабатывается не позднее 20 августа года, предшествующего году проведения плановых проверок.

В ежегодный план включаются сведения, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации.

В срок до 1 сентября года, предшествующего году проведения плановых проверок, проект ежегодного плана на бумажном носителе с приложением копии в электронном виде направляется органом ГПН в орган прокуратуры заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

Органы ГПН рассматривают поступившие предложения органов прокуратуры по проектам ежегодных планов и по итогам их рассмотрения направляют в органы прокуратуры в срок до 1 ноября года, предшествующего году проведения плановых проверок, ежегодные планы проведения плановых проверок.

Ежегодный план каждого органа ГПН, утвержденный начальником данного органа ГПН, публикуется региональным центром МЧС России, ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации, органом ГПН специальных и воинских подразделений на Интернет-сайтах, при наличии таковых, не менее чем за десять дней до начала наступающего года. Ответственными за публикацию планов проведения мероприятий по надзору на предстоящий год являются региональные центры МЧС России, ГУ МЧС России по субъектам Российской Федерации, органы ГПН специальных и воинских подразделений.

24. Планирование проверок осуществляется в порядке и сроки, установленные законодательством Российской Федерации, на основе анализа обстановки с пожарами, противопожарного состояния населенных пунктов, объектов надзора с учетом решений вышестоящих государственных инспекторов по пожарному надзору, сезонных и местных условий, с учетом сроков исполнения ранее выданных предписаний об устранении выявленных нарушений обязательных требований пожарной безопасности, а также официальных документов, полученных по результатам письменных запросов органов ГПН в соответствующие уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления о:

Наличии уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности в случае выполнения работ или предоставления услуг, требующих представления указанного уведомления (далее - уведомление о начале осуществления предпринимательской деятельности);

Членстве в саморегулируемой организации;

Отнесении к субъекту малого (малое предприятие или микропредприятие) или среднего предпринимательства;

Вводе объектов в эксплуатацию;

Государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

Государственной регистрации прав собственности на недвижимое имущество.

Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план является:

Истечение срока, установленного Правительством Российской Федерации, - для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования, в социальной сфере, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации;

Истечение пяти лет со дня государственной регистрации в качестве юридического лица или со дня окончания проведения последней плановой проверки - для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также проверки используемых данными органами объектов защиты;

Истечение трех лет - для иных юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц со дня:

1) государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя;

2) окончания проведения последней плановой проверки;

3) начала осуществления предпринимательской деятельности в соответствии с представленным уведомлением о начале осуществления предпринимательской деятельности.

В отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей - членов саморегулируемой организации плановые проверки предусматриваются из расчета не более чем десяти процентов общего числа членов саморегулируемой организации и не менее чем двух членов саморегулируемой организации, если иное не установлено федеральными законами.

25. При планировании учитываются сведения о проведении независимой оценки пожарного риска на объектах надзора, выполненной аккредитованной в установленном порядке организацией. В случае проведения такой оценки с выводом о выполнении условий соответствия объекта защиты обязательным требованиям пожарной безопасности, органами ГПН плановые проверки в отношении этих объектов надзора планируются не ранее чем через три года.

Орган ГПН не вправе оценивать полноту и достоверность заключения о независимой оценке пожарного риска на объекте надзора.

26. В органах ГПН ведется учет объектов надзора.

27. Учет объектов надзора осуществляется путем ведения журнала учета объектов надзора и контрольно-наблюдательных дел по объектам надзора (далее - журнал учета объектов) (приложение N 10), содержащего разделы с учетом классов функциональной пожарной опасности зданий (сооружений) и наружных установок, а для органов государственной власти и органов местного самоуправления - с учетом их территориальности. Журнал учета объектов подлежит ежегодной корректировке с учетом полученных по результатам письменных запросов органов ГПН официальных документов из соответствующих органов государственной власти и органов местного самоуправления, содержащих информацию, указанную в пункте 24 настоящего Административного регламента, а также копии решения уполномоченного органа государственной власти (органа местного самоуправления) о вводе в эксплуатацию построенного, реконструируемого, отремонтированного объекта капитального строительства.

28. Государственные инспектора по пожарному надзору ежемесячно составляют личные планы-графики осуществления ГПН (приложение N 11), утверждаемые их непосредственными начальниками.

Личный план-график хранится в течение трех лет.

29. В перспективные, ежегодные и личные планы могут вноситься изменения и дополнения, необходимость которых определяется постановкой на учет новых объектов надзора, созданием, реорганизацией, ликвидацией юридических лиц, результатами анализа обстановки с пожарами, изменением уровня противопожарного состояния населенных пунктов, предприятий и иных организаций, результатами проведения независимой оценки рисков в области пожарной безопасности, выполненной аккредитованными в установленном порядке организациями.

Изменения, вносимые в ежегодный план, направляются начальником органа ГПН в орган прокуратуры с указанием оснований внесения изменений. Согласованные изменения утверждаются начальником органа ГПН и публикуются в порядке, установленном пунктом 23 настоящего Административного регламента, а также размещаются на информационных стендах в помещениях органов ГПН в течение пяти рабочих дней с момента получения материалов из органа прокуратуры.

30. Объекты надзора закрепляются ежегодным распоряжением начальника органа ГПН за государственными инспекторами по пожарному надзору по территориальному или ведомственному признаку, которое издается не позднее 30 декабря уходящего года.

Критически важные для национальной безопасности страны, другие особо важные пожароопасные объекты, особо ценные объекты культурного наследия народов Российской Федерации (далее - критически важные объекты), перечень которых утверждается в установленном порядке, закрепляются за начальником органа ГПН ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации и его заместителями, начальником органа ГПН специальных и воинских подразделений и его заместителями. В исключительных случаях данные объекты могут закрепляться за наиболее подготовленными государственными инспекторами по пожарному надзору указанных органов ГПН.

В распоряжение могут вноситься изменения и дополнения, необходимость которых определяется изменением территории, обслуживаемой органом ГПН, кадровыми перестановками, реорганизацией (ликвидацией) объектов надзора.

Распоряжение о закреплении объектов надзора хранится в течение трех лет.

31. На проверки, проводимые государственными инспекторами по пожарному надзору, указанными в пункте 3 настоящего Административного регламента, должно планироваться не менее 15 рабочих дней в месяц. В указанный срок включаются следующие стадии осуществления ГПН: подготовка (ознакомление с документами по объекту надзора, в том числе с документами предыдущих проверок) и проведение проверки, оформление результатов проверки, производство по делу об административном правонарушении, участие в судебных заседаниях по рассмотрению дел об административных правонарушениях и жалоб на решения государственных инспекторов по пожарному надзору, прием граждан, связанный с проведением проверок, участие в проверках и проведении предварительного расследования по фактам пожаров.

32. Результаты надзорной деятельности должны ежеквартально анализироваться в органах ГПН для последующего их использования в государственном регулировании в области пожарной безопасности и для совершенствования организации и осуществления ГПН, а также в целях своевременного реагирования на изменение обстановки с пожарами на обслуживаемой территории.

Анализ результатов деятельности органов ГПН является обязательной частью надзорной деятельности и должен охватывать все ее направления.

Несоблюдение требований пожарной безопасности чревато для компании штрафными санкциями до 400 тысяч рублей или административным приостановлением деятельности на срок до девяноста суток. Спрогнозировать возможные убытки в последнем случае достаточно проблематично, но в любом случае - не копейки. Следовательно, дешевле соблюдать, чем не соблюдать. А вот что и как - это мы вам расскажем.

Порядок прохождения проверок, в том числе пожарных, регламентированы, прежде всего, нормами Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринима­телей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муници­пального контроля» (далее - Закон № 294-ФЗ).

В соответствии со ст. 11. Закон № 294-ФЗ регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муници­пального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных пред­принимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

Законом № 294-ФЗ устанавливаются:

  • порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индиви­дуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля;
  • порядок взаимодействия органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при органи­зации и проведении проверок;
  • права и обязанности органов, уполномоченных на осуществление госу­дарственного контроля (надзора), муниципального контроля, их должностных лиц при проведении проверок;
  • права и обязанности юридических лиц, индивидуальных предпринима­телей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципаль­ного контроля, меры по защите их прав и законных интересов.

Проверка органами государственного пожарного надзора также относится к сфере действия Закона № 294-ФЗ, организация же должна иметь внутренние документы, которые и будут проверяться инспекторами пожарного надзора по соблюдению требований, предъявляемых законодательством Российской Федерации в данной области.

Вал по плану, план по валу

Проверки организаций могут быть плановыми и внепла­новыми.

В соответствии со ст. 9 Закона № 294-ФЗ предметом пла­новой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осущест­вления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также соответствие сведений, содержащихся в уведом­лении о начале осуществления отдельных видов предпри­нимательской деятельности, обязательным требованиям.

Плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года.

Плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов.

В соответствии со ст. 10 Закона № 294-ФЗ предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными право­выми актами, выполнение предписаний органов государ­ственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспе­чению безопасности государства, по предупреждению воз­никновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.

Основанием для проведения внеплановой проверки является:

  • истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обя­зательных требований и (или) требований, установ­ленных муниципальными правовыми актами
  • поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных пред­принимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного само­управления, из средств массовой информации о следу­ющих фактах:
    • а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, без- опасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
    • б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
    • в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены);
  • приказ (распоряжение) руководителя органа государ­ственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Пра­вительства Российской Федерации и на основании требо­вания прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Документарные и выездные

Как указано в ст. 11 Закона № 294-ФЗ, предметом доку­ментарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального пред­принимателя, устанавливающих их организационно-пра­вовую форму, права и обязанности, документы, использу­емые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и требо­ваний, установленных муниципальными правовыми актами, исполнением предписаний и постановлений органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.

Предметом выездной проверки являются содержа­щиеся в документах юридического лица, индивидуаль­ного предпринимателя сведения, а также соответствие их работников, состояние используемых указанными лицами при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудо­вания, подобных объектов, транспортных средств, произ­водимые и реализуемые юридическим лицом, индивиду­альным предпринимателем товары (выполняемая работа, предоставляемые услуги) и принимаемые ими меры по исполнению обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами (ст. 12 Закона № 294-ФЗ).

Выездная проверка (как плановая, так и внеплановая) проводится по месту нахождения юридического лица, месту осуществления деятельности индивидуального предпринимателя и (или) по месту фактического осу­ществления их деятельности.

…порядок и сроки проведения противопожарного инструктажа и прохождения пожарно-технического минимума определяются руководителем организации...

Следовательно, если проверка плановая, то у организации будет возможность к ней подготовиться, поскольку проводится она один раз в три года, план утверждается заранее.

Что касается внеплановых проверок, то они проводятся без предупреждения, поводом может послужить любая жалоба не только в органы пожарного контроля, но и, например, в прокуратуру.

Руководителю следует помнить о том, что внеплановая проверка подлежит обязательному согласованию с органами прокуратуры.

Итак, какие документы могут потребовать проверяющие?

Правила противопожарного режима в Российской Федерации были утверждены в Постановлении Правительства РФ от 25 апреля 2012 года № 390 «О противопожарном режиме».

Указанные Правила противопожарного режима содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности.

В отношении каждого объекта (за исключением индивидуальных жилых домов) руководителем организации (индивидуальным предпринимателем), в пользовании которой на праве собственности или на ином законном основании находятся объекты, утверждается инструкция о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями, установленными разделом XVIII настоящих Правил, в том числе отдельно для каждого пожаровзрывоопасного и пожароопасного помещения производственного и складского назначения.

Лица допускаются к работе на объекте только после прохождения обучения мерам пожарной безопасности.

Обучение лиц мерам пожарной безопасности осуществляется путем проведения противопожарного инструктажа и прохождения пожарно-технического минимума.

Порядок и сроки проведения противопожарного инструктажа и прохождения пожарно-технического минимума определяются руководителем организации.

Обучение мерам пожарной безопасности осуществляется в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности.

В целях организации и осуществления работ по предупреждению пожаров на производственных объектах, объектах, на которых может одновременно находиться 50 и более человек, то есть с массовым пребыванием людей, руководитель органи­зации может создавать пожарно-техническую комиссию.

В складских, производственных, административных и общественных помещениях, местах открытого хра­нения веществ и материалов, а также размещения техно­логических установок руководитель организации обеспе­чивает наличие табличек с номером телефона для вызова пожарной охраны.

На объекте с массовым пребыванием людей (кроме жилых домов), а также на объекте с рабочими местами на этаже для 10 и более человек руководитель организации обеспечи­вает наличие планов эвакуации людей при пожаре.

На объекте с ночным пребыванием людей (в т. ч. в школах-интернатах, домах для престарелых и инва­лидов, детских домах, детских дошкольных учреждениях, больницах и объектах для летнего детского отдыха) руко­водитель организации организует круглосуточное дежур­ство обслуживающего персонала.

На объекте с ночным пребыванием людей руководитель организации обеспечивает наличие инструкции о порядке действий обслуживающего персонала на случай возникновения пожара в дневное и ночное время, теле­фонной связи, электрических фонарей (не менее 1 фонаря на каждого дежурного), средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от токсичных про­дуктов горения.

На объекте с массовым пребыванием людей руководи­тель организации обеспечивает наличие инструкции о действиях персонала по эвакуации людей при пожаре, а также проведение не реже 1 раза в полугодие практиче­ских тренировок лиц, осуществляющих свою деятель­ность на объекте.

…что касается внеплановых проверок, то они проводятся без предупреждения, поводом может послужить любая жалоба не только в органы пожарного контроля, но и, например, в прокуратуру…

Чтобы не было мучительно больно

Следовательно, согласно указанным Правилам на каждом предприятии должен иметься приказ руководителя, в котором устанавливается противопожарный режим.

На наш взгляд, указанный приказ должен определять порядок функционирования и обесточивания электрооборудования в конце рабочего дня и в случае пожара, фиксировать места, в которых разрешено курение (в соответствии с Федеральным законом от 10 июля 2001 года № 87-ФЗ «Об ограничении курения табака»).

Кроме того, необходимо регулиро­вать места хранения и допустимое количество единовременно находя­щихся в помещениях сырья, полуфа­брикатов и готовой продукции. Это относится к обязательным доку­ментам.

Также, как указывалось выше, на предприятии (в организации) должен быть приказ о порядке и сроках прохождения противопожарного инструктажа, занятий по пожарно-техническому минимуму, а также о назначении ответственных за их проведение.

Также на предприятии (в организации) должны быть документы, регламентирующие вопросы о порядке действий работников при возникновении пожаров, о действиях при проведении осмотров помещений, должен быть утвержден порядок проведения временных огневых и других пожароопасных работ.

Утверждать подобные регламенты можно как в общем приказе о противопожарном режиме, так и в отдельных документах.

На наш взгляд, разумнее иметь отдельные документы, чтобы быстрее ознакомить с ними сотрудников, и облегчить руководству контроль за исполнением.

Наконец, отдельным приказом нужно определить ответственного за приобретение, ремонт, сохранность и готовность к действию первичных средств пожаротушения (огнетушителей, пожарных кранов, пожарных щитов и т. п.).

Вместе с этим следует утвердить и форму журнала, в котором будет вестись учет проверки наличия и состояния первичных средств пожаротушения.

Все документы, о которых речь шла выше, должны быть в каждой организации, но есть особенности, предусмотренные Правилами.

Так, если в помещении на одном этаже единовременно находится более 10 человек, то обязательно должны быть разработаны, утверждены и вывешены на видных местах планы или схемы эвакуации людей в случае пожара.

Если же количество людей, находящихся в помещении, превышает 50, то в дополнение к схематическому плану эвакуации при пожаре нужно разработать и утвердить инструкцию о действиях персонала по обеспечению без- опасной и быстрой эвакуации. При этом полагается не реже одного раза в полугодие проводить практические тренировки всех задействованных в эвакуации работников, и обязательно фиксировать этот факт в специальном журнале.

…если в организации есть подразделения, отнесенные при аттестации к пожароопасным, то для каждого такого объекта нужно разработать и утвердить приказом руководителя отдельную инструкцию о мерах пожарной безопасности…

Если в помещении не используются технические средства оповещения о пожаре, нужно издать приказ о порядке оповещения людей о возгорании и назначить ответственных за это лиц.

Если на предприятиях имеется оборудование с повышенной пожарной опасностью, то около каждого такого объекта необходимо повесить знаки безопасности.

На дверях производственных и складских помещений необходимо разместить информацию о категории пожарной опасности, а также указать на каждой двери класс зоны, который определяется по правилам устройства электроустановок. Класс взрывоопасных и пожаро- опасных зон должны определять технологи совместно с электриками проектной или эксплуатирующей организации.

Если в организации есть подразделения, отнесенные при аттестации к взрывопожароопасным и пожароопасным, то для каждого такого объекта нужно разработать и утвердить приказом руководителя отдельную инструкцию о мерах пожарной безопасности.

Если в организации будут в наличии перечисленные документы, то, на наш взгляд, это значительно упростит общение между представителями этой организации и контролирующими органами.

Немного об ответственности

Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности регламентирована положениями ст. 20.4 Кодекса об административных правонарушениях РФ.

…за нарушение правил пожарной безопасности фирма может поплатиться штрафом от 150 тыс. рублей до 1 млн рублей...

В соответствии с ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 КоАП РФ и частями 3 - 8 статьи 20.4 КоАП РФ, влечет предупреждение или наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей;

Часть 2 статьи 20.4 гласит, что те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима, влекут наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей;
  • на должностных лиц – от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей;
  • на юридических лиц – от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной без- опасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения влечет наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей;
  • на должностных лиц – от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей;
  • на юридических лиц – от ста пяти- десяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений влечет наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей;
  • на должностных лиц – от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей;
  • на юридических лиц – от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 или 4 статьи 20.4 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей;
  • на должностных лиц – от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
  • на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и уничтожение или повреждение чужого имущества либо причинение лег­кого или средней тяжести вреда здоровью человека, влечет наложение административного штрафа на гра­ждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от сорока тысяч до пятиде­сяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот пятидесяти тысяч до четырехсот тысяч рублей.

Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и причинение тяжкого вреда здоровью человека или смерть человека, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от шестисот тысяч до одного мил­лиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Нарушение требований пожарной безопасности об обеспечении проходов, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям и строениям влечет наложение админист­ративного штрафа:

  • на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей;
  • на должностных лиц - от семи тысяч до десяти тысяч рублей;
  • на юридических лиц - от ста двадцати тысяч до ста пятиде­сяти тысяч рублей.

В соответствии со ст. 2334 КоАП РФ дела об админист­ративных правонарушениях в сфере пожарной безопас­ности рассматривают органы, осуществляющие госу­дарственный пожарный надзор, а именно: специальное подразделение в составе МЧС России и его территори­альных подразделений.

Ольга Шибаева, эксперт журнала "Консультант"

В последние десятилетия у бизнес-сообщества сформировалось неоднозначное отношение к проверкам пожарной безопасности на объектах защиты. Недостаточная компетентность и коррумпированность отдельных должностных лиц ГПН, несовершенство порядка проведения проверок, делающее последние серьезным оружием нечистоплотной конкурентной борьбы - все это имело и имеет место. Однако нужно признать, что даже такие грубые нарушения со стороны надзорных органов не могут служить оправданием халатного отношения к пожарной безопасности.

Пожарные проверки классифицируются на плановые и внеплановые, выездные и документарные. В нашем обзоре мы рассмотрим ключевые аспекты проведения выездных плановых проверок.

Периодичность проведения пожарных выездных плановых проверок

В общем случае плановые выездные пожарные проверки проводятся не чаще 1 раза в 3 года с момента:

  • уведомления о начале осуществления предпринимательской деятельности, отдельные виды которой определены в постановлении Правительства РФ от 16 июля 2009 г. № 584;
  • ввода объекта защиты в эксплуатацию;
  • изменения класса функциональной пожарной безопасности объекта защиты в соответствии с Техническим регламентом о требованиях пожарной безопасности;
  • проведения последней плановой проверки.

Иная периодичность плановых проверок установлена для видов деятельности в сфере здравоохранения, образования и в социальной сфере. Конкретный их перечень и периодичность приведены в постановлении Правительства РФ от 23 ноября 2009 г. № 944. Например, в детских лагерях государственный пожарный надзор (ГПН) осуществляется 1 раз перед началом каникул, в аптеках и школах - не чаще 1 раза в год, в санаторно-курортных стационарах - не чаще 1 раза в 2 года.

В соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 246-ФЗ, Правительством РФ может быть установлена другая периодичность проведения плановых проверок при осуществлении тех видов госнадзора, которые определяются согласно частям 1 и 2 статьи 8.1 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее в тексте - Федеральный закон о защите прав предпринимателей). Выбор интенсивности, формы и продолжительности проведения контрольных мероприятий зависит от отнесения хозяйственной деятельности к определенной категории риска или классу (категории) опасности (так называемый риск-ориентированный подход). Положения Федерального закона о защите прав предпринимателей в отношении риск-ориентированного подхода при осуществлении проверок вступают в силу с 1 января 2018 года, но Правительство РФ вправе определять отдельные виды госнадзора, которые могут проводиться и до 1 января 2018 года.

С 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года запрещены плановые проверки тех ИП и организаций, которые, согласно положениям статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ, могут быть названы субъектами малого и среднего предпринимательства. Исключение составляют виды деятельности, относящиеся к сферам:

  • теплоснабжения;
  • электроэнергетики, энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
  • повышения энергетической эффективности;
  • образования;
  • к социальной сфере.

При этом, если индивидуальный предприниматель или организация, даже отнесенные к субъектам малого предпринимательства, ранее привлекались к ответственности за совершение грубого нарушения и в соответствии с постановлением подвергались административным наказаниям в виде:

  • дисквалификации или приостановления деятельности,
  • приостановления и/или лишения лицензии, выданной в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ, -

при этом с даты окончания проверки, на основании которой было вынесено такое постановление, прошло менее 3-х лет, органы ГПН имеют право включать в ежегодный план проведения выездной пожарной проверки эти субъекты хозяйственной деятельности.

Продолжительность пожарных проверок

В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона о защите прав предпринимателей проверка не может длиться более 20 рабочих дней, при этом Правительство РФ вправе устанавливать сокращенный срок контрольных мероприятий в зависимости от определенных категорий риска или класса (категории) опасности хозяйственной деятельности или объекта защиты.

В отношении каждого субъекта малого предпринимательства, отнесенного к таковому в соответствии с положениями статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ, суммарная продолжительность пожарной проверки не может составлять более 50 часов в год - для малого предприятия (до 100 человек), более 15 часов в год - для микропредприятия (до 15 человек). Если в процессе контрольных мероприятий возникнет необходимость в межведомственном взаимодействии, пожарная проверка субъектов малого предпринимательства может быть приостановлена руководителем ГПН (его заместителем) на требуемый для уведомления срок, но максимально - на 10 рабочих дней и только однократно. В период приостановления пожарной проверки должны быть прекращены все действия надзорного органа на всех объектах защиты.

Однако сроки осуществления контрольных мероприятий могут быть продлены, но только в исключительных случаях. К таковым отнесена необходимость в сложных и/или длительных исследованиях (испытаниях, специальных экспертизах, расследованиях) на основании мотивированных предложений. Тогда пожарная выездная плановая проверка может быть продлена на дополнительный период не более 20 рабочих дней, для малых предприятий - не более 50 часов, для микропредприятий - максимально на 15 часов.

Если компания имеет несколько филиалов (автономных структурных подразделений, представительств) в различных субъектах РФ, то максимальная суммарная продолжительность всех пожарных выездных плановых проверок лимитируется 60 рабочими днями.

Порядок организации, проведения, оформления и учета результатов пожарных проверок

Учет проведенных контрольных мероприятий ведется в федеральной государственной информационной системе - едином реестре проверок. Ее оператором назначена Генпрокуратура РФ. Правила формирования и ведения единого реестра проверок утверждены постановлением Правительства РФ от 28 апреля 2015 г. № 415, они устанавливают требования к созданию реестра, порядок автоматического присвоения учетных номеров проверкам, состав, сроки и порядок включения в реестр информации о мероприятиях контроля, их результатах, принятых мерах.

Здесь следует иметь в виду, что положения данных Правил в вопросе присвоения учетного номера надзорным мероприятиям и включения в единый реестр проверок информации о проверках действуют:

  • с 1 июля 2016 года - для федерального и регионального государственного надзора,
  • с 1 января 2017 года - для муниципального контроля.

Учетный номер проверки присваивается автоматически и однократно, не может быть изменен и повторно использован. Состоит из 3-х частей: кода региона по месту издания распоряжения о проведении проверки, последних двух цифр года осуществления контрольного мероприятия, восьмизначного порядкового последовательно генерируемого номера.

Генеральная прокуратура РФ, в соответствии с частью 3 статьи 13.3 Федерального закона о защите прав предпринимателей, Законом РФ от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне», Федеральным законом от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне», Указом Президента РФ от 6 марта 1997 г. № 188 «Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера», обеспечивает размещение информации о проверках на сайте proverki.gov.ru, доступной неограниченному количеству лиц в объеме:

  • учетного номера проверки;
  • информации, содержащейся в распоряжении (приказе) руководителя ГПН или его заместителя (см. ниже табл. 1);
  • данных о результатах пожарной проверки, содержащихся в акте проверки (см. ниже табл. 2);
  • сведений о мерах, предпринятых в случае выявленных нарушений.

Ежегодные планы проведения плановых проверок ИП и компаний, а также их автономных структурных подразделений, представительств и филиалов, разрабатываются контролирующими государственными и муниципальными органами в соответствии с Правилами подготовки, установленными постановлением Правительства РФ от 30 июня 2010 г. № 489. Ежегодные планы, согласно части 4 статьи 9 Федерального закона «О защите прав предпринимателей», должны включать следующую информацию:

  • наименование - для организации, ФИО - для ИП;
  • адрес нахождения каждого объекта защиты, относящегося к территориальному органу ГПН - для компании, адрес места ведения бизнеса - для ИП;
  • цель и основание проведения каждой плановой пожарной проверки;
  • период проведения каждой плановой пожарной проверки с указанием начала и завершения мероприятия;
  • наименование государственного или муниципального контролирующего органа либо всех органов, совместно осуществляющих надзор.

Ежегодный план контрольно-надзорных мероприятий должен быть доступен на официальных сайтах Генеральной прокуратуры РФ и территориальных подразделений органа ГПН.

Плановый пожарный надзор начинается с подписания руководителем ГПН или его заместителем распоряжения (приказа) о назначении проверки, примерная типовая форма которого утверждена приказом Минэкономразвития РФ от 30 апреля 2009 г. № 141. В этом документе указывается информация, приведенная в таблице 1.

Таблица 1. Перечень сведений, содержащихся в распоряжении (приказе) руководителя ГПН или его заместителя

Состав информации распоряжения (приказа) о проведении пожарной проверки
А
А.1 Учетный номер проверки и дата его присвоения (присваиваются в автоматическом режиме с момента внесения в единый реестр проверок информации, указанной в подпунктах «а» - «в» пункта 13 Правил формирования и ведения единого реестра проверок)
А.2
А.3 Даты начала и окончания проведения проверки
А.4 Правовые основания проведения пожарной проверки, включая обязательные и муниципальные требования, подлежащие проверке, а также (при наличии) административные регламенты по осуществлению государственного контроля (надзора) и перечень документов , представление которых проверяемым лицом необходимо для достижения целей и задач проведения проверки
А.5 Цели, задачи, предмет и срок проведения пожарной проверки
А.6 Вид (плановая или внеплановая) и форма (выездная или документарная) пожарной проверки
А.7 Перечень надзорных мероприятий, необходимых для достижения целей и задач пожарной проверки, и продолжительность их проведения
А.8 Данные о согласовании проведения проверки с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности предпринимателя (в случае внеплановой выездной проверки)
А.9 Информация о включении плановой проверки в ежегодный сводный план проведения плановых проверок
Б Информация об органе ГПН:
Б.1
Б.2 ФИО и должность уполномоченных на проведение проверки лиц
Б.3 ФИО и должность лиц, привлеченных к контрольным мероприятиям: частных экспертов и представителей аккредитованных экспертных организаций с указанием реквизитов свидетельства об аккредитации и наименования органа по аккредитации, выдавшего свидетельство об аккредитации
Б.4 Номер функции в «Федеральном реестре государственных и муниципальных услуг (функций)»
В Информация о проверяемом лице:
В.1
В.2 Основной государственный регистрационный номер (ОГРН) - для организации; (ОГРНИП) - для индивидуального предпринимателя; ИНН - для всех
В.3 Адрес юридический и нахождения каждого объекта защиты: арендованного или находящегося в собственности (основного офиса, филиалов, автономных структурных подразделений, представительств) - для компании; адрес фактического места ведения бизнеса - для ИП (место жительства индивидуального предпринимателя не указывается в соответствии с Федеральным законом от 14 октября 2014 г. № 307-ФЗ)
В.4 Адреса опасных производственных объектов, гидротехнических сооружений, объектов использования атомной энергии (для специальных проверок данных объектов)
Г Информация об уведомлении проверяемого лица о проведении проверки с указанием даты и способа уведомления в случаях, предусмотренных частями 12 и 13 статьи 9 (для плановых проверок) и частями 8, 13, 16–18 статьи 10 (для внеплановых проверок) Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ

Далее, заверенная печатью и росписью руководителя ГПН или его заместителем копия распоряжения (приказа) о проведении выездной плановой проверки не позднее чем в течение 3-х рабочих дней до начала проведения контрольных мероприятий направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом проверяемым лицам.

Согласно статье 191 ГК РФ, течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало. Иными словами, лицо, в отношении которого осуществляются контрольные мероприятия, должно быть уведомлено о проведении проверки не менее чем за 3 рабочих дня до ее начала - об этом также свидетельствует правоприменительная судебная практика.

Если выездная пожарная проверка проводится в отношении участников СРО, то на адрес саморегулируемой организации также должно быть выслано уведомление, чтобы ее уполномоченный представитель смог присутствовать в процессе контрольных мероприятий. Если же члены СРО, в отношении которых проводилась проверка, допустили нарушения обязательных и муниципальных требований, должностные лица органа ГПН обязаны уведомить об этом саморегулируемую организацию. Кроме того, плановая проверка членов СРО (ИП или компаний) проводится выборочно, то есть в отношении не более чем 10% от общего числа участников саморегулируемой организации, но не менее чем 2-х членов СРО в соответствии с ежегодным планом проведения плановых проверок.

Алгоритм проведения плановой проверки следующий. Выездная проверка проводится согласно предмету мероприятия, указанному в распоряжении, в присутствии предпринимателя или уполномоченного лица компании. Если нарушений обязательных и муниципальных требований пожарной безопасности не выявлено, в 2-х экземплярах составляется акт по результатам проведенной проверки. Он подписывается должностным лицом (лицами) ГПН. После этого производится запись в журнале учета проверок (при его наличии) проверяемого лица, происходит ознакомление правообладателя (арендатора) объекта защиты или уполномоченного на это лица с актом под роспись. Один экземпляр акта с копиями приложений вручается под роспись проверяемому лицу на месте, направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или, при наличии согласия проверяемого лица на осуществление взаимодействия в электронной форме, в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лица, составившего данный акт. Если электронный документ с актом выслан способом, обеспечивающим подтверждение получения указанного документа, акт считается полученным проверяемым лицом.

Если же в процессе проверки возникла необходимость в проведении исследований (испытаний, экспертизы), то они являются дополнительным промежуточным этапом контрольного мероприятия. В случае установления достаточных данных, свидетельствующих о наличии события правонарушения, в зависимости от ситуации определяется один из вариантов:

  1. Возбуждается дело об административном нарушении;
  2. Информация направляется в иные компетентные органы государственного надзора об обнаружении правонарушений, по которым в соответствии с КоАП РФ органы ГПН не имеют право возбуждать производство.

В первом варианте: при внеплановой проверке, если имеют место только те нарушения, которые уже были зафиксированы и предписаны к устранению при ранее проведенной плановой проверке, составляется акт, в остальных случаях:

  • оформляется предупреждение на месте совершения правонарушения;
  • выносится определение о возбуждении дела и проведении расследования;
  • составляется протокол о применении меры обеспечения административного делопроизводства;
  • составляется протокол об административном правонарушении.

Во втором варианте выдаются предписания об устранении нарушений обязательных требований и/или о проведении мероприятий другими надзорными органами, например, в отношении реализуемой продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов, и составляется акт по результатам проведенной проверки.

Акт проверки органом ГПН юридического лица или ИП, примерная типовая форма которого утверждена приказом Минэкономразвития РФ от 30 апреля 2009 г. № 141, содержит информацию, приведенную в таблице 2.

Таблица 2. Перечень сведений, содержащихся в акте пожарной проверки

Состав информации акта проверки органом ГПН
А Информация о пожарной проверке:
А.2 Номер распоряжения (приказа) руководителя органа ГПН (его заместителя) и дата
Б Информация об органе ГПН:
Б.1 Полное наименование надзорного органа
Д Информация о результатах пожарной проверки:
Д.1 Дата, время и место составления акта проверки
Д.2 Дата, время, продолжительность и адрес проведения надзорных мероприятий
Д.3 Наименование - для организации; ФИО - для ИП
Д.4 ФИО и должность уполномоченного лица, проводившего проверку
Д.5 ФИО и должность руководителя, другого должностного лица организации, уполномоченного представителя юрлица или ИП, присутствовавших при проведении проверки
Д.6 Данные об ознакомлении с актом проверки или отказе от него, о наличии подписей в акте или об отказе от совершения подписи, о внесении в журнал учета проверок (при его наличии) записи о проведенной проверке либо о невозможности внесения такой записи
Д.7 Данные об отсутствии или наличии нарушений обязательных и муниципальных правовых требований с приведением конкретных положений правовых актов: характер нарушений и лица, их допустившие
Д.8 Данные о соответствии или несоответствии обязательным требованиям информации, указанной в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности
Д.9 Причины невозможности осуществления контрольных мероприятий (если они не были проведены)

Как организации, так и ИП не обязаны, но имеют право вести журнал проверок, его типовая форма утверждена приказом Минэкономразвития РФ от 30 апреля 2009 г. № 141. В журнал должностными лицами органов ГПН заносится запись о проведенных контрольных мероприятиях, в которой указывается полное наименование надзорного органа и ФИО пожарного инспектора, дата и время, правовые основания, цели, задачи и предмет проверки, а также выявленные правонарушения и выданные предписания. Журнал проверок прошивается, его страницы нумеруются и удостоверяются печатью организации или ИП. Если данный журнал не заведен, об этом указывается в акте проверок.

Если у ИП или компании имеются разногласия и возражения в отношении указанных в акте фактов, выводов, предложений и вынесенных предписаний, Федеральный закон о защите прав предпринимателей дает 15 рабочих дней с момента получения акта на обжалование в письменной форме его положений.

Согласно приказу МЧС России от 28 июня 2012 г. № 375, юридическое или физическое лицо, в отношении которого подготовлены документы в ходе или по результатам пожарной проверки могут обжаловать в досудебном порядке решение или действие (бездействие) органа ГПН. Для этого необходимо направить жалобу на имя того руководителя ГПН, который выдал распоряжение о проведении проверки или на имя руководителя вышестоящего органа ГПН в отношении любых нижестоящих должностных лиц. Жалоба должна быть зарегистрирована в течение 3-х дней и рассмотрена в течение 15 рабочих дней. После этого орган ГПН признает обжалуемое решение (действие/бездействие) должностного лица правомерным либо неправомерным и определяет меры, направленные на устранение допущенных нарушений, восстановление нарушенных прав, свобод и законных интересов проверяемых лиц. Подать жалобу можно как на составленный акт проверки, так и на невозможность исполнения предписания органа пожарного надзора в установленный срок. При этом важно, чтобы любое заявление или возражение было составлено юридически грамотно и обоснованно.

Совет
В зависимости от специфики бизнеса и назначения объекта защиты, конкретные обязательные условия обеспечения пожарной безопасности могут отличаться для различных ИП и юридических лиц. Рекомендуем вам обратиться к квалифицированным юристам, работающим в сфере ПБ. Это позволит избежать неприятных сюрпризов во время проведения плановой проверки и не допустить процедуры выездной внеплановой проверки. В любом случае, юридическая подготовка поможет обнаружить риски, но не предотвратить их.

Обязанности, ограничение полномочий и ответственность пожарного инспектора при проверке

Должностное лицо органа ГПН при проведении надзорных мероприятий обязано:

  1. Предъявить служебное удостоверение.
  2. Ознакомить предпринимателя или уполномоченного лица компании с распоряжением или приказом руководителя органа ГПН (его заместителя) о назначении выездной проверки, а также:
      с целями, задачами, предметом и правовыми основаниями проведения выездной проверки;
    • с перечнем административных регламентов контроля, обязательных и муниципальных требований, документов, необходимых для достижения целей и задач проведения пожарной проверки;
    • с видами и объемом контрольных мероприятий;
    • со сроками и условиями их проведения;
    • с составом независимых экспертов и представителей экспертных организаций, услуги и понесенные расходы которых оплачиваются в порядке и размерах, установленных постановлением Правительства РФ от 15 декабря 2012 г. № 1311;
    • с полномочиями проводящих выездную проверку лиц, с указанием их ФИО и должностей;
    • с документами и/или информацией, полученными в рамках межведомственного информационного взаимодействия.
  3. Вручить под роспись предпринимателю или уполномоченному лицу компании заверенную печатью и росписью копию распоряжения или приказа руководителя органа ГПН (его заместителя) о назначении выездной проверки.
  4. Предоставить копии заявления о согласовании проведения проверки с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности предпринимателя, форма которого утверждена приказом Минэкономразвития РФ от 30 апреля 2009 г. № 141 (в случае внеплановой выездной проверки).
  5. Разъяснить суть содержания статьи 26.1 Федерального закона о защите прав предпринимателей до начала проведения контрольных мероприятий.
  6. Проводить проверку только во время исполнения служебных обязанностей.
  7. Проводить проверку только в установленные сроки.
  8. Проводить проверку только в присутствии предпринимателя или уполномоченного лица компании, не допускать необоснованное ограничение его прав и законных интересов.
  9. Проводить исследования (испытания, измерения) только с оформлением протоколов об отборе образцов продукции или проб обследования объектов по установленной форме, если последние необходимы для исследования.
  10. Предоставлять разъяснения, другую информацию и документы относительно предмета проводимой пожарной проверки.
  11. Исключить требование от предпринимателя или уполномоченного лица компании документы и информацию, не относящиеся к предмету проверки.
  12. Ознакомить с результатами проверки.
  13. Соотносить тяжесть выявленных нарушений, их потенциальную опасность для здоровья и жизни людей, животных и растений, окружающей среды, памятников архитектуры, истории и культуры, безопасности государства, для возникновения ЧС с определяемой мерой ответственности.
  14. Доказать аргументированность (обоснованность) принятого решения.
  15. Осуществить запись о проведенной проверке в журнале учета проверок, если таковой имеется у юрлица или ИП.

Грубые нарушения организации и проведения пожарной проверки влекут недействительность результатов надзорных мероприятий. К грубым нарушениям, в частности, статьей 20 Федерального закона о защите прав предпринимателей отнесены:

  • отсутствие правовых оснований для проведения плановой или внеплановой проверки;
  • не включение контрольных мероприятий в ежегодный план;
  • отсутствие согласования внеплановой проверки с органами прокуратуры;
  • отсутствие распоряжения (приказа) руководителя ГПН (его заместителя);
  • нарушение сроков уведомления о предстоящих надзорных мероприятиях;
  • нарушение установленных сроков и времени их проведения;
  • проведение плановой проверки в период с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года в отношении лиц, отнесенных положениями статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ к субъектам малого и среднего предпринимательства, кроме занятых в сфере образования, здравоохранения, электроэнергетики, энергосбережения и теплоснабжения, а также социальной сферы;
  • не разъяснение положений статьи 26.1 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ, о чем сказано в ее 5-й части;
  • привлечение к пожарной проверке экспертов и экспертных организаций, не имеющих государственной аккредитации в соответствии с постановлением Правительства РФ от 10 июля 2014 г. № 636;
  • привлечение к пожарной проверке экспертов и экспертных организаций, состоящих в гражданско-правовых и трудовых отношениях с проверяемым лицом;
  • требование документов или выполнения требований, не относящихся к предмету проверки и компетенции органа ГПН. Например, Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей (ПТЭЭП) и Правила устройства электроустановок (ПУЭ) содержат требования технического характера, косвенно связанные с пожарной безопасностью, и их нарушения могут влиять на состояние ПБ, но при этом ответственность за них установлена статьей 9.11 КоАП РФ, а рассмотрение дел по ней отнесено статьей 23.30 КоАП РФ к компетенции органов государственного энергетического надзора (Письмо МЧС РФ от 2 июня 2011 г. № 19-3-1-2086 «О применении ПТЭЭП, ПУЭ, СНиП»);
  • требование выполнения положений нормативных правовых актов, потерявших свою актуальность или наоборот - еще не вступивших в силу, а значит, не соответствующих текущему законодательству Российской Федерации, или выполнения муниципальных правовых актов, которые не были опубликованы должным образом;
  • разглашение информации, полученной в ходе проверки и относящейся к коммерческой, служебной или государственной тайне кроме случаев, предусмотренных действующим законодательством РФ;
  • непредставление акта проверки, типовая форма которого утверждена Приказом Минэкономразвития РФ от 30 апреля 2009 г. № 141.

Ответственность должностных лиц органов ГПН за несоблюдение требований законодательства о государственном надзоре и муниципальном контроле определяется статьей 19.6.1. КоАП РФ и влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 3 до 5 тыс. руб., за повторное нарушение - от 5 до 10 тыс. руб. или дисквалификацию на срок от 6 до 12 мес. При этом о принятых мерах проверяемому лицу должно быть сообщено в письменной форме в течение 10 дней с момента их определения.

Чтобы не обороняться от пожарных инспекторов, а ждать их как дорогих гостей, нужно всего лишь соблюдать букву закона, безоговорочно соблюдая требования пожарной безопасности. В этом вопросе экспертную помощь способны оказать . Более 15 лет мы занимается обеспечением противопожарной защиты на объектах любой сложности, проводим пожарный аудит и оценку пожарных рисков, проектирование и монтаж автоматических систем сигнализации, пожаротушения, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.

В продолжение темы:
Планирование 

В четверг, 19 декабря, прошло закрытие первой сессии Палаты представителей седьмого созыва. В этот день окончательно решали, в каких комиссиях будут работать депутаты. Так,...

Новые статьи
/
Популярные