План работы комиссии по мониторингу достижения целевых показателей. Доклад главы минстроя россии михаила меня на заседании комиссии при президенте рф по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития рф

«Состав Комиссии по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития России»

«Новости»

Степашин лично сообщил о срыве региональной «аварийной» программы

Самарская область не сумела выполнить государственную программу по переселению граждан из аварийного жилья и капитальному ремонту многоквартирных домов. Накануне оставшиеся без своего работодателя Николая Меркушкина за этот провал оправдывались сити-менеджер Самары Олег Фурсов и временно исполняющий обязанности заместителя председателя регионального правительства и министра строительства Александр Баландин.

Работу Фонда содействия реформированию ЖКХ предложили продлить до начала 2019 года

Работу государственной корпорации - Фонда содействия реформированию ЖКХ - предложено продлить до 1 января 2019 года. Соответствующий законопроект внесла на рассмотрение Госдумы группа депутатов во главе с первым заместителем председателя Комитета нижней палаты парламента по жилищной политике и ЖКХ Александром Сидякиным.

Документ, имеющийся в распоряжении «Парламентской газеты» предлагает внести изменения в пакет профильных актов законодательства. В частности. предусматривается признание утратившей силу нормы

Почти 15 тысяч нижегородцев улучшили свои жилищные условия по программе переселения из аварийного жилья

Почти 15 тысяч нижегородцев переехали в новые квартиры из аварийных домов. На этом регион завершает программу расселения жителей из домов, признанными аварийными до 2012 года, и переходит к новому этапу с 1 января 2019 года. Об этом стало известно по итогам рабочей поездки главы региона Валерия Шанцева в Кулебаки. В рамках поездки губернатор вручил 23 семьям ключи от квартир в новом 3-х этажном жилом доме.

Как рассказала Валерию Шанцеву одна из новоселов Юлия Докторова, их семья много лет прожила в старом бараке. «Там у нас не было отдельной ванной и горячей воды. Весь дом рушился на глазах, потолок протекал, была плесень. Сейчас все есть: и газ, и отопление. Рады, что, наконец-то, получили свою новую квартиру», — призналась она.

Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые коллеги!

2013 год был первым годом реализации государственной программы развития здравоохранения и других стратегических документов, разработанных в соответствии с указами Президента в сфере охраны здоровья граждан. Главным итогом года стали определенные положительные изменения в состоянии здоровья граждан, в снижении смертности, увеличении продолжительности жизни, о чем Вы уже сказали, Владимир Владимирович во вступительном слове.

Хотелось бы отметить, что результаты первого квартала 2014 года не только сохранили все позитивные тенденции 2013-го, но и серьезно их усилили. Так, младенческая смертность снизилась уже на 10,5 процента от уровня 2012 года, значительно снизились смертности от всех основных причин: от болезни системы кровообращения почти на 8 процентов, от туберкулеза - на 15 процентов.

Мы достигли тех уровней, которые еще в 2011 году планировались на 2016-2020 годы, соответственно. Снизилась смертность от онкологических заболеваний и внешних причин. Все это позволяет надеяться на поэтапное достижение показателей, характеризующих наиболее развитые системы здравоохранения в ближайшей перспективе.

Реализация всех наших планов напрямую зависит от квалификации и эффективности работы медицинского персонала. Во исполнение Указа Президента Минздравом разработан комплекс мер по обеспечению системы здравоохранения квалифицированными медицинскими кадрами, на основе которого всеми субъектами Российской Федерации были созданы и приняты региональные кадровые программы.

Важнейшим направлением программ является устранение сформированных десятилетиями кадровых диспропорций, проявляющихся, прежде всего, в избыточной концентрации медицинских работников в стационарах крупных городов и дефиците кадров в амбулаторном звене, особенно в сельской местности и удаленных районах страны, то есть там, где в принципе помощь должна быть оказан не менее чем в 60 процентах всего объема.

Благодаря внедрению трехуровневого принципа организации в 2013 году мы впервые добились равного обеспечения сельского и городского населения экстренной специализированной медицинской помощью и сложными видами лечения. Так, объем высокотехнологичной помощи, который был оказан сельским жителям, составил 26 процентов от общего объема, что соответствует доли сельского населения среди россиян.

В то же время пока сохраняются проблемы с оказанием каждодневной первичной медико-санитарной помощи. Для закрепления врачей на необходимых рабочих местах, прежде всего в амбулаторных учреждениях, Министерством повышена доля целевого приема в медицинские вузы с 37 процентов в 2012 году до 50 процентов в 2014 году. Важно отметить, что при этом значительно возросла эффективность целевого приема, уровень возвращения на подготовленные рабочие места превысил 86 процентов.

В рамках региональных программ модернизации было дополнительно создано более 1,5 тысячи сельских врачебных амбулаторий и офисов врачей общей практики. Их мощность возросла на 6,6 тысячи посещений в смену. В насыщении созданных рабочих мест важную роль сыграла программа «Земский доктор», которая привлекла на работу в село более 12 тысяч молодых врачей, и только в 2013 году - 4,3 тысячи. Программа продолжается и в 2014 году.

Активно развивались выездные формы медицинской помощи. К оказанию помощи на селе были привлечены 915 мобильных медицинских комплексов и более 8,5 тысячи выездных врачебных бригад, оснащенных портативным диагностическим оборудованием. Это позволило провести в 2013 году полноценную диспансеризацию более 6 миллионов сельских жителей, 26 процентов от всех обследованных.

Для совершенствования условий работы врачей первичного звена в 2013 году создано и апробировано компьютерное рабочее место врача, связанное с необходимыми информационными ресурсами, электронной медицинской библиотекой, системами помощи в принятии решений и позволяющее получать телемедицинские консультации из ведущих медицинских центров страны. За период с осени 2013 года доступ к электронному рабочему месту получили 27 тысяч врачей. Данная система должна быть полностью внедрена во всех регионах до конца текущего года.

В целях обновления отраслевых норм времени приема одного пациента впервые с конца 70-х годов в 2013 году проведен хронометраж рабочего времени врачей и медицинских сестер первичного звена в пяти пилотных регионах: Архангельской, Воронежской, Самарской, Свердловской и Томской областях.

Результаты исследований показали, что компьютеризация рабочего места существенно сокращает бумажный документооборот и высвобождает время для непосредственной работы с пациентом. Были выявлены и дополнительные возможности для пересмотра функций среднего медицинского персонала с активным привлечением среднего персонала к самостоятельной деятельности. Новая модель распределения функций «врач-медсестра» нашла отражение в разработанных 27 профессиональных стандартах.

Безусловно, особое мотивирующее влияние на эффективность работы оказывает повышение заработных плат и применение субъектами Российской Федерации мер социальной поддержки, что будет доложено подробно в докладе Министра труда и социальной защиты.

Для обеспечения соответствия уровня зарплат медицинских работников эффективности их работы Министерством были разработаны и апробированы типовые показатели эффективности медицинского персонала, что создало основу для перехода на эффективный контракт.

На сегодняшний день показатели эффективности внедрены более чем в 4,5 тысячи учреждений здравоохранения, а эффективные контракты заключены с 580 тысячами медицинских работников. Переход на эффективные контракты во всех регионах должен быть завершен к 2016 году.

Улучшение условий труда и повышение заработных плат повысило привлекательность отрасли для среднего медицинского персонала. В 2013 году число учащихся в медицинских колледжах и училищах повысилось на 11,6 процента и впервые за 10 лет удалось достичь увеличения численности работающих фельдшеров и медсестер более чем на 12,2 тысячи человек.

Для повышения качества услуг в медицинских организациях и экономии ресурсов пересматриваются функции и младшего медицинского персонала и начата передача ряда технических функций, не связанных непосредственно с оказанием медицинской помощи, на аутсорсинг.

Центральным направлением всех кадровых программ является повышение квалификации медицинских работников. Министерством совместно с советом ректоров медицинских вузов были разработаны новые федеральные государственные образовательные стандарты: по всем 11 основным врачебным специальностям, а также впервые по 94 узким специальностям подготовки в ординатуре. Впервые в 2013 году были созданы и более 420 национальных клинических протоколов, которые легли в основу обновления типовых образовательных программ.

Во всех вузах Минздрава были внедрены методы симуляционного обучения. И уже в 2013 году более 90 тысяч обучающихся освоили практические навыки и новые лечебные технологии в симуляционных тренинговых центрах. Всего за год прошли дополнительную переподготовку почти 166 тысяч врачей разных специальностей и более 3 тысяч преподавателей вузов.

Для обеспечения постоянного профессионального развития медицинских работников совместно с общественными профессиональными организациями была разработана и утверждена концепция непрерывного медицинского образования, в том числе с использованием дистанционных технологий.

На основе компьютерного «рабочего места» врача и разработанных интерактивных технологий был запущен пилотный проект дистанционного повышения квалификации, в который были включены без отрыва от рабочих мест первые 735 врачей первичного звена из 12 регионов страны. Эффективность данного проекта будет оценена в конце года.

Таким образом, внедрение контроля за квалификацией медицинских работников готовит все профессиональное медицинское сообщество к введению в 2016 году системы обязательной аккредитации к конкретным видам медицинской деятельности. Разработка критериев аккредитации по всем основным 104 медицинским специальностям активно проводится и будет завершена в 2015 году.

В заключение хотелось бы подчеркнуть значимость тесного сотрудничества Министерства здравоохранении с профессиональным медицинским сообществом в лице 70 главных внештатных специалистов и 7 тысяч членов их экспертных комиссий, а также ведущих общественных медицинских организаций. Мы надеемся, что это позволит нам согласовывать все принимаемые решения и минимизировать наши ошибки.

На повестке дня три блока
вопросов: предоставление государственных и муниципальных услуг через сеть МФЦ,
независимая оценка качества услуг в социальной сфере и расселение граждан из аварийного жилья.

Стенографический
отчёт о совместном заседании Государственного совета и Комиссии при Президенте
по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития

В.Путин: Добрый день,
уважаемые коллеги!

Мы сегодня с участием членов Правительства, представителей
общественных объединений обсудим, как
выполняются задачи, которые обозначены в майских указах Президента 2012 года.

Вначале
сразу же скажу, что за прошедшие годы удалось придать
некоторую новую динамику позитивным
изменениям в наиболее чувствительных, значимых для жизни граждан сферах, таких как здравоохранение,
образование, культура, жилищно-коммунальное хозяйство.

Разумеется, проблем ещё очень много
и нерешённых вопросов больше, чем того, что
удалось сделать. Тем не менее реализация указов
позволила укрепить партнёрство всех уровней
власти и гражданского общества в решении
национальных задач.

Эффективность работы серьёзно возросла благодаря общественному контролю,
который организовал Общероссийский народный фронт.
Нужно и дальше расширять диалог с профессиональными, волонтёрскими, гражданскими объединениями, НКО, создавать
новые возможности для реализации инициатив
наших людей.

Хотел бы отметить и работу руководителей регионов, их управленческих команд. В субъектах Федерации, где грамотно и ответственно
подошли к делу, сконцентрировали ресурсы и усилия на решении проблем граждан, несмотря на все сложности, удалось
получить действительно серьёзные, заметные результаты.

Подчеркну, достигнутые успехи должны
стать основой для движения вперёд. Только так можно ответить на запросы людей. Они сегодня уже ориентируются на самые высокие мировые стандарты, а это значит,
что нам предстоит решать всё более сложные
задачи. Это касается социальной сферы и государственного управления, создания современных рабочих мест и условий для ведения бизнеса, качества
жилья, экологии и в целом пространства для
жизни.

Именно поэтому многие положения майских указов уже получили логическое
развитие в приоритетных проектах Правительства
Российской Федерации и других программах и планах. Сейчас важно в целом
посмотреть на то, что сделано, обозначить
проблемные зоны, сформулировать наши дальнейшие действия.

С данной точки зрения предлагаю обсудить
конкретные вопросы сегодняшней повестки: это
развитие системы независимой оценки качества работы учреждений социальной сферы, развитие программы расселения аварийного
жилья, а также совершенствование деятельности
многофункциональных центров. Предлагаю с них
и начать.

Уважаемые коллеги! Ещё несколько лет назад граждане, чтобы получить справку, документ вынуждены были
практически везде, без всякого исключения,
простаивать в очередях, обивать пороги различных контор, платить деньги посредникам. Действительно, и сейчас ещё много проблем подобного рода, но всё-таки
ситуация в целом начинает меняться.

Сегодня многие люди приходят в многофункциональные
центры, где можно оформить сертификат на материнский капитал, свидетельство индивидуального предпринимателя, зарегистрировать собственность, получить
другие услуги. Такие МФЦ открыты почти на всей территории страны.

С деятельностью одного из них (многие, наверное, обратили
внимание) я знакомился недавно в Великом Новгороде.
Не только там смотрел на их работу – и в других регионах России, но последний раз был в Великом Новгороде,
смотрел, что там происходит.

В целом по стране работает три тысячи МФЦ, которые
предоставляют практически весь спектр госуслуг. В прошлом году число обращений
превысило 60 миллионов.

Подчеркну,
этот проект стал успешным, но нельзя останавливаться на том, что сделано. Ведь в некоторых центрах пока ещё сохраняются очереди, как ни странно. Далеко не везде
предоставляется полный спектр услуг, а их
качество даже в МФЦ не всегда отвечает
требованиям, которые люди к ним предъявляют. Обращаю внимание, именно мнение людей, их пожелания и должны стать
основой для дальнейшего совершенствования
работы многофункциональных центров.

Принципиальная задача – создать
условия, чтобы граждане могли обратиться в любой МФЦ,
независимо от места своего проживания и регистрации. Это важный шаг к созданию целостной, интегрированной системы
предоставления государственных и муниципальных
услуг.

Уважаемые коллеги! В рамках
реализации майских указов начато внедрение
независимой оценки качества работы организаций социальной сферы. Подчеркну, независимая оценка нам нужна,
разумеется, не для галочки. Это реальная
возможность для людей влиять на процесс изменений в работе тех учреждений, которые наиболее важны в конкретной, ежедневной практической жизни: это больницы, поликлиники,
учреждения образования и культуры.

Речь
идёт о том, чтобы сами граждане высказывали
замечания к качеству обслуживания, в том числе люди
с ограниченными возможностями по здоровью, материально-техническому оснащению учреждений и так далее, оценивали
доброжелательность персонала, в конце концов,
а потом могли проверить, как учтены их предложения, какие решения приняты, что на практике, на деле реализуется.

Поэтому полученные результаты не должны, разумеется, подшиваться в папку, ложиться под сукно. Необходимо создать
чёткий механизм поощрения социальных
учреждений, которые откликаются на запросы
граждан, и предусмотреть жёсткие меры в отношении тех, кто не готов, не хочет слушать
людей, не хочет работать над повышением своей эффективности.

И конечно, нам принципиально важно
обеспечить подлинную независимость оценки. Сейчас
ещё, к сожалению, встречаются такие случаи, когда бюджетные организации
устраивают так называемый междусобойчик:
опрашивают и оценивают сами себя. А потом получается, что у поликлиник, например, формально высокая оценка,
а на деле к специалистам не попасть, да и вообще уровень обслуживания достаточно низкий.

Нужно
исключить конфликт интересов в ходе независимой оценки. Для этого расширить
участие в её
проведении Общероссийского народного фронта, социально ориентированных НКО, общественных палат в регионах. Я прошу гражданских активистов регулярно информировать о том, как идёт эта работа, повышается ли объективность, удовлетворены ли люди
результатами этих оценок и последующим
принятием решений.

Уважаемые коллеги! Ещё один вопрос нашей повестки дня, очень серьёзный,
масштабный, очень важный для миллионов наших
граждан, – это ликвидация аварийного жилья
(бараков, разного рода времянок), которое
создавалось как времянки, а потом люди десятилетиями живут в этих, с позволения сказать, помещениях, лишённых элементарных удобств. Речь идёт о миллионах квадратных метров. Мы поставили перед собой очень сложную цель – до сентября 2017 года предоставить новое
комфортное жильё более 700 тысячам наших граждан. Я напомню, о чём
конкретно шла речь и каковы здесь цифры.

С 1 января 2014 года по сентябрь 2017 года необходимо расселить 11,15 миллиона квадратных
метров, на которых проживает 711,6 тысячи
человек. На 1 апреля 2017 года расселено 8,13 миллиона квадратных метров (это почти 73
процента от планового показателя), на которых проживает 520 тысяч человек, – это 73 с небольшим процента от планового показателя. Такова
картина на сегодняшний момент.

Подавляющее большинство субъектов
Федерации, как показывают данные, выполняют
поставленные задачи, несмотря ни на какие сложности сегодняшнего дня. Я предлагаю подумать о мерах их поощрения,
включая финансовые. Также обращаюсь к губернаторам, к руководителям регионов, которые
в сроки явно не укладываются, причём по известным причинам, о которых мы не раз говорили,
в том числе из-за очевидных управленческих промахов. Прошу взять на себя персональную ответственность,
уважаемые коллеги, за ситуацию, не посылать
объясняться подчинённых, а самим прийти к людям и чётко сказать, когда они смогут переехать в новое жильё.

Одновременно хочу предостеречь тех,
кто в погоне за соблюдением сроков пытается
навязывать людям дома, где крыши текут,
штукатурка осыпается, то есть по принципу «возьми, боже, что нам негоже», ну и просто чтобы отчитаться. Хочу повторить,
важны не только сроки, но и качество жилья.
Также прошу детально разобраться с теми случаями, когда люди по формальным, зачастую надуманным
причинам не были включены в программу
переселения.

И хочу вновь повторить, масштаб
проблемы, конечно, очень большой, и в число
аварийных попадают дома, которые не были признаны
таковыми на начало 2012 года. Разумеется,
хотелось бы сделать ещё больше и расширить
эти рамки, но нам нужно выполнить хотя бы то, что есть.

Тем не менее поручаю Правительству Российской
Федерации совместно с регионами выработать постоянно действующие механизмы расселения аварийного
жилого фонда и запустить их с 1 января 2019 года, а на переходный период предлагаю продлить работу
Фонда жилищно-коммунального хозяйства,
который в целом доказал свою эффективность.
Тем более что проект закона в Правительстве проработан и готов к тому, чтобы быть принятым.

Давайте перейдём
к первому вопросу повестки дня. Слово – Министру
экономического развития Максиму Станиславовичу Орешкину.

М.Орешкин Орешкин Максим Станиславович Министр экономического развития : Уважаемые коллеги!

Практически
каждому гражданину нашей страны приходится время от времени получать официальные документы: паспорт, свидетельство о рождении, оформлять
материнский капитал. Думаю, многие согласятся, что за последние несколько лет делать это стало
значительно проще.

Конечно,
не последнюю роль сыграло создание сети
многофункциональных центров предоставления государственных услуг «Мои документы». Первые центры были открыты ещё
10 лет назад, но сейчас, что очень
важно, вывеску «Мои документы» можно увидеть буквально везде: не только в крупных городах, но и в самых отдалённых
населённых пунктах.

Сегодня
в России действует около 13 тысяч
отделений, и они охватывают 96 процентов населения нашей страны. Только за прошлый год этими центрами было
предоставлено 93 миллиона услуг. Центры
функционируют по принципу «одного окна», то есть в одном месте люди могут
получить доступ к 30 видам услуг
федерального уровня и ещё к около полутора сотен видам региональных и муниципальных услуг.

Что же в целом изменилось с появлением МФЦ? Прежде
всего изменилась система взаимодействия граждан и государства. Веками сохранявшиеся в унынии присутственные места,
ярко описанные русскими классиками, наконец
стали удобными, современными и технологичными, а их работа – прозрачной,
регламентированной и предсказуемой во времени.

При создании МФЦ в России был проанализирован
международный опыт, были учтены решения массовых розничных
компаний, преуспевших в создании дружелюбной среды для людей. Помимо самих окон обслуживания в центрах есть информационные
стойки, удобные зоны ожидания, детские
уголки, доступ в интернет и многое другое.

Благодаря созданию сети центров только за последние
несколько лет среднее время ожидания в очереди за получением госуслуг сократилось в 2,5 раза. За эти полчаса
времени, которые люди стали экономить, если
их умножить на 93 миллиона услуг, то общая экономия времени для граждан
нашей страны – это более двух миллионов человеко-дней. Посетители МФЦ
оценили наши усилия, и уровень удовлетворённости
качеством услуг сегодня уже превысил 80 процентов, а для сравнения в 2004 году он был меньше двадцати.

Значительное
количество МФЦ оборудовано сегодня
специальными терминалами, позволяющими оценить полученную услугу. Для этих
целей существует и СМС-сервис. Только за прошлый год граждане оценили в МФЦ почти пять
миллионов услуг. Доля положительных оценок превысила 96 процентов. В разных регионах система оценки
работает по-разному: где-то лучше, где-то хуже.
Например, в настоящее время практически не поступают данные из МФЦ Республики
Ингушетии, Тверской и Ивановской областей.

По мере создания инфраструктуры и упрощения всех процедур
растут и ожидания граждан. Мы понимаем, что многофункциональные центры должны
развиваться и дальше в соответствии с этими
ожиданиями, а сам процесс предоставления госуслуг должен становиться всё проще и удобнее.

Что
для этого планируется сделать? Первое, мы
хотим, чтобы центры работали, отталкиваясь не от удобств ведомств и исторически сложившейся практики
государственных услуг, а в первую очередь исходя из потребностей конкретного человека. Следующим этапом повышения
удобства работы МФЦ станет переход к модели работы от жизненной ситуации, а не от государственной услуги.

Приведу
пример, что это означает на практике. Когда в семье рождается ребёнок, родителям нужно одновременно получить до 19 государственных услуг: оформить
свидетельство о рождении, материнский капитал, прописать ребёнка в квартире и так далее. На каждую услугу необходимо своё заявление.

Мы же хотим сделать так, чтобы подавалось одно
заявление, а всю остальную работу брало на себя государство. Первый паспорт, свадьба, смена фамилии, своё
дело или новый дом –
в этих ситуациях людям важно получать документы
как можно быстрее. Необходимый проект закона нами подготовлен, и прошу,
Владимир Владимирович, его поддержать.

Второе:
многие граждане, получая ту или иную услугу в МФЦ, зачастую при необходимости оплаты, например, госпошлины сталкиваются с проблемой необходимости либо поездки в отделение
банка, либо платежа через аппараты с большой комиссией, которые не всегда качественно работают. Чтобы
таких проблем не возникало, необходимо организовать
оплату через сотрудников МФЦ. Такой законопроект также уже подготовлен.

Третье:
мы должны двигаться вперёд по дальнейшему расширению списка предоставляемых услуг. Сейчас мы вместе с Налоговой службой
работаем над возможностью приёма налоговых деклараций
и предоставления других услуг. При этом особое внимание мы уделяем вопросам
сохранения налоговой тайны. Это, кстати,
будет не первый совместный с Налоговой службой эксперимент.

Так,
например, Московская область уже запустила пилотный проект, в рамках которого
при любом обращении гражданина МФЦ
автоматически проверяет наличие налоговой задолженности заявителя и выдает квитанцию для погашения долга. Это
позволило существенно увеличить объём поступлений и сократило задолженность по налогам в бюджет.

Вторая
история здесь – это выдача заграничных паспортов и замена водительских
удостоверений. Нам совместно с МВД России необходимо обеспечить оказание таких услуг во всех
многофункциональных центрах. Сейчас, к сожалению, это пока не так.

Четвёртое:
нам ещё предстоит завершить разработку административных регламентов предоставления услуг, подробно и в деталях прописать все процедуры
внутри многофункциональных центров, задать время
выполнения, формализовать отказы и исключить необоснованные отказы. Надо обеспечить там, где это ещё не сделано,
электронное взаимодействие МФЦ и государственных органов.

Важно выстроить систему мотивации сотрудников МФЦ, с тем чтобы они были заинтересованы в результатах своей работы, не заворачивали людей, если им что-то не понравилось в документах, а действительно стремились помочь и пытались разобраться в каждой конкретной ситуации.

Для
того чтобы улучшать именно то, что волнует
граждан, очень важна обратная связь. Мы должны отстроить систему таким образом, чтобы отслеживать все оценки вплоть
до конкретного специалиста, оказавшего услугу, обеспечить
работу с отзывами, ввести результаты оценки в систему мотивации всех
ответственных лиц.

Есть
и другие резервы повышения эффективности системы МФЦ. Один из них – это переход на централизованную модель организации
деятельности центров в регионах. У нас
ещё остались 23 субъекта, где сеть состоит из множества муниципальных МФЦ.
Мы считаем, что централизованная региональная
модель лучше управляется, она позволяет обеспечивать единые стандарты качества и оптимизировать расходы на содержание
аппарата.

В целом финансирование многофункциональных центров – тоже непростой
вопрос. У нас есть ряд предложений по обеспечению дополнительного
финансирования. Будем искать решение
совместно с регионами.

Завершая
выступление, хочу отметить, что один важный
результат создания в нашей стране сети центров государственных услуг – это формирование в регионах команд, которые работают
на основе клиентоориентированного подхода с использованием современных управленческих технологий. Они решают важные для
людей задачи и уже сейчас являются кадровым
резервом как для региональных, так и для федеральных органов власти.

Уважаемый Владимир Владимирович!

Один
из основных вызовов сегодняшнего дня –
это увеличивающаяся скорость изменений в мире: изменений технологий, модели ведения бизнеса, управленческих систем. Способность быстро меняться,
адаптируясь под существующие вызовы, –
это один из ключевых факторов успеха. Поэтому считаю, что накопленный опыт и культуру
работы системы многофункциональных центров важно активно распространять по государственной системе.

Спасибо
за внимание.

В.Путин: Спасибо большое.

Голубев Василий Юрьевич, Ростовская область.

В.Голубев Голубев Василий Юрьевич губернатор Ростовской области : Уважаемый
Владимир Владимирович! Уважаемые члены Госсовета, приглашённые!

Сегодня
миллионы граждан России судят о деятельности власти в целом во многом по своему опыту получения госуслуг в МФЦ. Главный результат работы за эти годы: люди
поверили в многофункциональные центры. И сохранить это доверие можно, только постоянно повышая качество услуг.

Система, которая измеряет качество
сегодня, активно работает в отношении
федеральных услуг, и об этом уже сказал Максим Станиславович.
Её, конечно, нужно развивать – и как
минимум, по нашему мнению, в двух
направлениях.

Первое. Важно дать гражданам и бизнесу возможность оценивать качество не только федеральных, но и региональных, и муниципальных услуг, они являются наиболее массовыми. Во многих
регионах, в том числе и в Ростовской области,
более 50 процентов объёмов оказанных услуг –
это услуги регионального и муниципального
уровней. К примеру, из 246 видов услуг,
предоставляемых сетью МФЦ на Дону, только 20 процентов – это услуги федеральные. Таким образом,
сегодня мы не имеем системной оценки в отношении почти 80 процентов видов услуг, оказываемых муниципалитетами и регионом.

Второе. Система оценки качества
услуг должна стать ещё более персонифицированной. Как минимум должна появиться
возможность анализа причин низких оценок, их
доля сегодня не очень велика, но они по-прежнему
остаются индикатором проблемы. Важно точно знать причины неудовлетворённости заявителя. Например, если существенная доля плохих оценок
приходится на конкретные виды услуг, нужно
менять механизм взаимодействия с органами власти, которые предоставляют услуги.
А если речь идёт
о качестве обслуживания, надо работать с персоналом,
внедрять клиентоориентированные технологии работы с заявителями по аналогии с практикой лучших сервисных
организаций.

Удовлетворённость
заявителя – показатель качества обслуживания. Но при этом сам сервис должен быть чётко
задан как единый на всей территории страны.
Поэтому помимо развития системы оценки качества услуг перед нами стоит задача
внедрения единых стандартов сервиса
многофункциональных центров. Необходимо
максимально конкретно описать, что сотрудник МФЦ должен знать, делать в конкретной ситуации и на каждом этапе
взаимодействия с заявителем.

Все мы понимаем, что качественный
сервис способны обеспечить только квалифицированные
специалисты. И сегодня каждый регион организует обучение работников самостоятельно, в том числе создавая учебные
подразделения в структуре центров. К примеру,
мы пошли по пути внедрения системы непрерывного обучения специалистов МФЦ, однако единых федеральных образовательных
стандартов в этой сфере нет.

Это консервирует
региональные различия уровней подготовки кадров и качества сервиса центров. Целесообразно объединить
разрозненные региональные усилия в единую
систему подготовки кадров. Это третья актуальная задача помимо совершенствования системы оценки и внедрения стандартов сервиса.

И четвёртое.
Качественный сервис невозможен без мотивации персонала. Сегодня МФЦ, как правило, это работоспособные молодые
команды, но текучесть кадров достаточно высока. Приобретая опыт, многие переходят на более
оплачиваемые должности – и в органы власти, и в бизнес структуры. Чтобы
удержать специалистов в системе МФЦ, необходим
в первую очередь хороший уровень заработной планы.

Сейчас по стране она у работников
центров – 70 процентов от средней зарплаты по регионам. Этому есть обоснование, потому что весомая дола оказываемых услуг – федеральные. Они растут
ежегодно по количеству, по объёму. На покрытие этих расходов бюджеты
регионов с 2015 года получают 50 процентов
госпошлины, которую оплачивают получатели услуг
в МФЦ. Это хорошее подспорье для регионов, но необходимы дополнительные меры в этом направлении.

Приведу пример. Одна из наиболее
востребованных сегодня услуг Росреестра – на предоставление сведений из Единого государственного реестра недвижимости, это 37,6 процента в общей совокупности видов услуг,
но за неё
взимается не госпошлина, а плата, разделение которой между федеральными и региональными бюджетами в отличие от пошлины
законодательно не предусмотрено.

Этот вопрос проработан в процессе
подготовки со специалистами Минэкономразвития, ряда регионов, он, конечно,
требует решения. Поэтому прошу внести его в перечень поручений по итогам заседания Государственного совета. Он в полной
мере не решит проблему зарплаты, а поможет
частично. Поэтому возможны и другие решения,
которые требуют внимания.

При этом
важна не только дополнительная помощь регионов, но и её
целевое использование именно на развитие
многофункциональных центров. И такое назначение необходимо закрепить. Это создаст реальную возможность
увеличить зарплату в системе МФЦ по аналогии с другими
социальными сферами образования здравоохранения, культуры и так далее.

Уважаемый Владимир Владимирович!
Сегодня в системе МФЦ в концентрированном виде отражается эффективность работы
всех институтов власти. Именно поэтому
необходимо принять необходимые меры, чтобы сделать работу
центров не просто качественной, а, наверно, всё-таки
образцовой. Спасибо.

В.Путин: Благодарю
Вас. Мы попозже ещё их пообсуждаем, и коллеги выступят по этой теме в ходе обмена мнениями, а сейчас предлагаю
начать дискуссию по независимой оценке
качества работы организаций, оказывающих социальные услуги.

Пожалуйста,
Максим Анатольевич Топилин.

М.Топилин Топилин Максим Анатольевич Министр труда и социальной защиты : Уважаемый
Владимир Владимирович! Уважаемые участники
заседания!

С начала 2013 года в Российской
Федерации начала формироваться совершенно новая система оценки качества оказания услуг организациями, которые
находятся на первом рубеже работы с населением: это организации образования, здравоохранения, культуры, социального обслуживания. Это
совершенно новая форма общественного контроля,
так она и задумывалась вместе с общественными организациями.

Эта
форма дополняет те формы надзора, государственного надзора и контроля, различные социологические исследования, различные
профессиональные рейтинги, и с 1 января 2015 года, после принятия соответствующих законов, эта
система начала работать во всех регионах Российской Федерации.

Как Вы сказали, цель данной системы
заключается в том, чтобы усилить воздействие
граждан на те решения, которые принимаются органами исполнительной власти субъектов, учреждениями с точки
зрения, прежде всего, оценки доступности, информации
об учреждениях, раскрытия всех возможных услуг, которые предоставляют те или иные учреждения социальной
сферы.

Это комфортность предоставления услуг и оценка гражданами
того набора услуг, который предоставляется.
Это время ожидания получения услуги, отсутствие очередей. Это доброжелательность и компетентность, вежливость
персонала. И, естественно, через такие новые
показатели, через оценку гражданами всех услуг мы
пытались выстроить новую систему.

Для каждой отрасли вместе с общественными объединениями и общественными
организациями были предусмотрены единые показатели.
Назову лишь некоторых из них: например, в сфере культуры это удобство графика
работы организаций, пользование электронными
сервисами; в образовании это условие для индивидуальной работы с обучающимися, наличие дополнительных
образовательных программ, возможность
постоянной связи с родителями, возможность родителей задавать необходимые и интересующие их вопросы; в здравоохранении
это доступность записи на приём к врачу в электронном виде (раньше вообще
таких систем практически не было), это срок ожидания
предоставления услуги; в социальном обслуживании это удобство и оценка людьми, насколько быстро и насколько комфортно предоставляются услуги
социальными работниками на дому, какое качество
предоставления услуг, в том числе питание и досуговые услуги в стационарных учреждениях, и многое-многое другое.

Главное, чтобы эта сама непосредственно оценка вела к формулированию задач перед всеми
учреждениями, перед соответствующими органами исполнительной власти и реализовывалась в тех планах, которые
разрабатываются по её
результатам.

Буквально вчера под руководством
Дмитрия Анатольевича [Медведева] мы были в Смоленске,
и во время посещения ортопедического учреждения главврач показал новые сенсорные терминалы, на которых пациенты и посетители, родные и близкие могут оставлять
эту оценку по всем показателям, которые предусмотрены; это всё обрабатывается
в электронном виде.

Такой
опыт тоже начинает уже внедряться в работу учреждений. За два года объём
охвата учреждений независимой оценкой составил порядка 50 процентов, чуть ниже, и мы ставим задачу в этом году, чтобы все учреждения социальной
сферы подверглись независимой оценке оказания
услуг.

Какие результаты сейчас достигнуты? Мы видим, что их,
безусловно, ещё недостаточно, но вместе с тем я их назову. Во-первых, это то, что
связано с улучшением материально-технической базы, и, как правило, это те изменения, которые не требуют
очень серьёзных финансовых вливаний: это
благоустройство территорий, это приобретение элементарного нового инвентаря, это удобство различных услуг, когда
люди приходят на приём к врачу. То есть такие мероприятия начали
реализовываться именно по тому, какие были
претензии высказаны и вопросы поставлены гражданами. Это также удобство графиков работы, удобство
работы регистратур, записи на приём для получения той или иной услуги. И в связи с такими вопросами, которые ставятся гражданами,
органы исполнительной власти вносят
соответствующие изменения в регламенты этой работы.

Для учреждений
культуры во многих регионах внедряются различные сервисы с точки зрения онлайн-бронирования билетов по получению услуг в читальных залах – ддопустим, для
инвалидов с учётом их потребностей
приобретается соответствующее оборудование. То есть достаточно много таких
изменений позитивных происходит.

Но вместе с тем мы отмечаем, что
существуют проблемы, которые необходимо
решать в том числе и путём внесения
изменений в законодательство. Это то, что
выявилось в ходе первой работы в течение этих полутора-двух лет общественных советов при органах
исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Мы видим, что зачастую в них
принимают участие либо работники этих организаций, которые оцениваются, либо работники органов исполнительной власти
субъектов Российской Федерации. Мы уже начали
эту работу вместе с Общественной палатой с тем, чтобы эти факторы минимизировать, но для того потребуется в том числе и внести изменения в законодательство.

Кроме этого, мы видим, что ещё не всегда выбираются должным образом операторы, которые организуют саму общественную оценку, и у этих
операторов не всегда достаточно соответствующей
квалификации, потому что это для них достаточно новая работа.

И здесь, как Вы уже сказали, требуется в большей степени применять опыт тех же
некоммерческих организаций, которые работают
в этой сфере. Здесь тоже нужно наладить эту
работу в регионах и при необходимости изменить законодательство.

Мы видим,
что зачастую субъекты практически не финансируют эту работу, а она требует определённых
трудозатрат. Иногда мы видим, что качество и количество опрошенных и сделанные в этой
связи выводы минимальны. То есть на основе трёх-четырёх вопросов делаются
определённые выводы. Этого тоже надо
избегать, и нужно тоже соответствующие
требования на федеральном уровне и к операторам,
и к тем, кто участвует в этой работе, сформулировать.

Продолжение следует.

Эксперты Общероссийского народного фронта провели анализ исполнения «майских указов» президента России, лидера Общероссийского народного фронта Владимира Путина и подготовили справку, данные из которой были представлены в ходе совместного заседания Госсовета РФ и Президентской комиссии по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития России руководителем Исполкома ОНФ Алексеем Анисимовым.

Ниже приведена стенограмма выступления Алексея Анисимова и заключительного слова Владимира Путина.

Руководитель Исполкома ОНФ Алексей Анисимов :

Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемый Государственный совет!

Народный фронт держит на контроле 179 Ваших поручений в рамках мониторинга исполнения майских указов. Из них мы считаем, что 35 поручений исполнены, 44 не исполнены и 100 поручений исполнены частично и требуют доработки. Так мы называем те поручения, по которым активисты Народного фронта фиксируют положительную динамику в их реализации, но при этом считают, что качество исполнения и, самое главное, идеология поручений не достигнуты.

По Вашему поручению, Владимир Владимирович, о доступе граждан к получению госуслуг по принципу «одного окна» – действительно, практически все жители в регионах страны могут получить их в многофункциональных центрах. Это действительно большая заслуга органов власти, и удовлетворённость наших граждан в этом вопросе точно одна из самых высоких, но есть, как говорится, к чему стремиться.

В отдельных МФЦ, и наши коллеги отмечали, представлены менее половины из обязательного перечня федеральных услуг. Это наш мониторинг это определил, время ожидания в очереди в ряде некоторых МФЦ остаётся на уровне 30–40 минут, и, видимо, вследствие этого продолжает к нам поступать информация о продаже мест в очереди или талонов от одной тысячи до пяти тысячей рублей.

Я пометил, в сообщениях наших партнёров не позвучало, в системе МФЦ есть такой важный сегмент, как территориальные обособленные структурные подразделения. Если МФЦ больше трёх тысяч, то так называемых ТОСПов – их больше десяти тысяч. Это как раз те подразделения, которые находятся порой в отдалённых и малых населённых пунктах, это единственная возможность у граждан получить государственную, региональную, муниципальную услугу. Туда необходимо точно направить внимание органов власти, потому что там достаточно много тех болячек, о которых здесь говорили.

О программе переселения из аварийного жилья. Когда Народный фронт начал мониторинг этого поручения, стали выявляться случаи жилья низкого качества, и мы Вам докладывали, Владимир Владимирович, что оно иногда было хуже аварийного: и холод в квартирах, трещины в стенах более пяти сантиметров, зыбкий фундамент, не работает канализация, плесень на стенах и много разных других ужасов.

ОНФ назвал такие объекты «новое аварийное жильё». С 2014 года активистами было выявлено более 100 таких домов в 27 регионах. Большая их часть, следует отметить, 57, к настоящему времени исключена из нашего реестра, людей переселили в новое жильё или отремонтировали старое.

Также ранее наши активисты в регионах находили так называемые дома-призраки, которые значились построенными и сданными в эксплуатацию, а на деле оказались в процессе строительства или вообще мы их не обнаружили. По данным фактам проводились прокурорские проверки.

Но всё-таки следует отметить, что в настоящее время качество жилья стало намного лучше. Вы сказали о продлении, Владимир Владимирович, программы переселения – люди точно с огромной благодарностью это поддержат, но есть проблема завершения действующей программы, Татьяна Алексеевна об этом говорила.

Поскольку срок подходит к 1 сентября, некоторые регионы точно не будут успевать и начнут чудить. Например, уже сейчас начинают закупать некачественное жильё на вторичном рынке или спешно принимают дома, непригодные для проживания. Так, уже все в прессе посмотрели, в Республике Коми, наши активисты об этом много раз говорили, в Прилузском районе переселенцам вместо аварийного жилья предоставили квартиры в старых деревянных домах.

Жители отказались, долго спорили с властями. Сейчас их через суд принудительно выселяют. И буквально перед Госсоветом поступила информация, что наших активистов уже приглашают в прокуратуру, в администрацию, – в общем, ничего нового, как говорится.

В Удмуртской Республике в Малопургинском районе в 14 домах для переселенцев нет канализации, туалеты находятся на улице, нет ванн, в стенах трещины. Но в отношении соответствующих должностных лиц буквально на днях возбуждены уголовные дела.

Но здесь совершенно по-другому, ситуация находится на контроле у главы региона. Поэтому мы считаем, что именно сейчас при завершении этой программы нужен особенный контроль. Нельзя так закончить такую масштабную программу, не имеющую аналогов в мире.

О системе независимой оценки качества, так называемом НОК. Несмотря на значительные усилия властей, сделать НОК действенным механизмом повышения качества услуг, на наш взгляд, не удалось. Активисты ОНФ в рамках собственного проекта «Народная оценка качества» провели выборочный тестовый опрос в учреждениях, уже прошедших официальную оценку НОК. Это около десяти процентов мы провели и сделали анализ работы системы в целом. Выводы: первое – оценка необъективна и не отражает мнение граждан.

Мониторинг ОНФ выявил много случаев, когда учреждения оценивались на основании одной, двух, трёх анкет. Официальные оценки в системе НОК не совпадают с мнением людей: в половине случаев официальная оценка выше той, которую поставили граждане, заполняя точно такие же анкеты через наших активистов.

Достаточно только вспомнить пример, широко освещённый в СМИ (все это видели и по телевизору, и в интернете), когда в уфимской больнице № 13 женщина с прооперированной ногой ползла на второй этаж в рентген-кабинет, когда там лифт не работает уже с 2010 года. Больница имеет оценку «отлично».

В якутском доме-интернате для престарелых и инвалидов жильцу интерната не открыли двери. Трагедия: замёрз – скончался, к сожалению, от переохлаждения. Тоже была оценка «отлично».

И вот совершенно свежий пример в СМИ, и наши активисты отмечали: в детском саду № 60 Магадана сбежал трёхлетний ребёнок. В дошкольном учреждении даже его не хватились, не заметили его исчезновения. Хватились тогда, когда мама за ним пришла. Учреждение имеет оценку «отлично».

Второе. Система НОК не является независимой. 2619 региональных операторов (здесь говорили об этом, я просто цифру назову), более 80 процентов – это бюджетные организации, а не независимые операторы НОК. Одна бюджетная организация проверяет другую, порой подведомственную.

Так, управление здравоохранения администрации города Прокопьевска в Кемеровской области является оператором у 10 подведомственных организаций – городские больницы, поликлиники. Комитет образования города Петровск-Забайкальский в Забайкальском крае также является оператором у 20 подведомственных организаций – школы и детские сады.

Следующее. В состав 1300 общественных советов, а это одна треть, входят руководители проверяемых организаций. Об этом отмечалось. Но у нас ещё есть и цифра, что некоторые руководители в несколько советов входят. Когда мы начали свой мониторинг, буквально в этом году в этих общественных советах стали скрывать должности главных врачей, руководителей учреждений и менять их на общественные должности. Вот такой интересный выход нашли.

Третье. Система НОК не приводит к улучшению качества работы учреждений. В соответствии с проведённым анализом в 84 процентах случаев нет содержательных смысловых рекомендаций, о чём Татьяна Алексеевна говорила, по повышению качества.

Вот пример. В Рязанской области 550 организаций образования получили одинаковые, слово в слово, рекомендации общего характера: повысить, укрепить, углубить и так далее. В Орловской области 30 организаций социального обслуживания – «учреждению даны рекомендации по разработке планов».

А в Кабардино-Балкарии интересный случай: 27 организаций получили в качестве рекомендаций только компьютерные знаки в форме звёздочек, причём много звёздочек, штук восемь. Мы предлагаем исключить возможность аффилированности организаций и должностных лиц в ходе проведения независимой оценки качества.

Второе – упростить анкеты для заполнения гражданами. В настоящее время они чрезмерно объёмные – от 16 до 31 вопроса, и их заполнение занимает от 5 до 10 минут, при этом часть из которых вообще не используется для расчёта оценки.

Третье – необходимо объединение на единой технологической платформе всех систем прямой и обратной связи с гражданами. Сколько у нас их: и «Госуслуги», и «Ваш контроль» в МФЦ, в системе МФЦ, и НОК, о которой мы говорим, и много других там по оценке эффективности работы должностных лиц органов региональной власти, ЦУ. Необходима единая технологическая платформа, совершенно понятная для любого гражданина, куда заходить и что делать. А сейчас это больше 300 сайтов.

И четвёртое, и это очень важно, – интегрировать систему НОК в систему контрольно-надзорной деятельности. Результаты НОК следует использовать в качестве основания для проведения проверки организаций надзорными органами и, самое главное, принятия управленческих решений органом власти, учредителем.

Уважаемый Владимир Владимирович, именно поэтому Народный фронт не снимает с контроля такие поручения, работу над которыми необходимо продолжить, чтобы добиться повышения качества жизни граждан не в кабинетах, не на бумаге, а, что называется, на земле и в людях.

Спасибо за внимание.

Президент России, лидер ОНФ Владимир Путин :

Уважаемые коллеги! Всем ясно, насколько важны вопросы, которыми мы занимаемся, потому что они касаются практически каждой семьи, каждого гражданина Российской Федерации так или иначе. Они все важные, но, конечно, расселение аварийного жилья – особо острая проблема. Хотя и эти МФЦ, о которых мы говорили вначале в ходе дискуссии, не менее важны, и другие вопросы, которые сегодня звучали как в рамках, так и за рамками нашей сегодняшней повестки дня.

Хочу поблагодарить, разумеется, тех, кто работал в рамках соответствующей группы Госсовета. Но прежде всего хочу обратиться со словами благодарности к тем руководителям регионов, которые напряжённо и результативно, что самое главное, работают над исполнением положений указов Президента от 2012 года, в том числе и в части сегодняшних вопросов, поднятых для обсуждения.

Но что хотел бы сказать дополнительно: просил бы прислушаться к тому, что было здесь заявлено Алексеем Викторовичем от имени Общероссийского народного фронта. В год 100-летия Октябрьской революции не помешает вспомнить известного классика, когда он говорил о том, что бывает по форме правильно, а по существу – издевательство. Вот это хуже, чем не выполнить нормы, предусмотренные соответствующими указами Президента, или сместить их вправо по графику, чем отчитаться за выполнение невыполненных обязательств.

Это намного хуже, потому что это извращает саму суть нашей с вами работы. Поэтому я обращаю на это внимание тех коллег, перед которыми стоят, прямо скажем, непростые задачи завершить работу в сжатые сроки. Но качественно должно быть всё сделано, без обмана для людей. Повторяю ещё раз, это будет хуже, чем не сделать в срок, хочу вас об этом предупредить.

В продолжение темы:
Инициация 

Заявка на ипотеку является простым, доступным каждому желающему приобрести недвижимость в кредит способом экономии денег, времени. Внедрение инновационных технологий во все...

Новые статьи
/
Популярные