Слияние школ и детских садов. Зачем объединять детские сады? Об объединении школ и детских садов

В последние годы идёт активный процесс реорганизации в образовании. По словам властей, это способствует экономии бюджета, а также позволяет поддерживать преемственность обучения и воспитания детей. Большинство работников не знают, чего ожидать от объединения разных образовательных учреждений.

Реорганизация: что это?

Реорганизация образования предполагает сокращение количества образовательных учреждений за счет их объединения . Таким образом, могут быть объединены разные образовательные организации: школы, детские сады, а также школы с детскими садами. Наибольшее количество вопросов вызывает объединение дошкольных и школьных учреждений.

При таком объединении образуется так называемый «Образовательный комплекс» . Директором его становится школьный директор. Заведующая детским садом «сокращается» или уходит на место заместителя. Кроме того, происходит сокращение повторяющихся должностей: методиста, бухгалтера, некоторых педагогов.

Одна из главных целей создания образовательных комплексов – увеличение бюджетного финансирования на одну образовательную организацию. Ещё одна цель – обеспечение более эффективного обучения за счет сотрудничества учреждений, специализирующихся на детях разных возрастов.

Положительные стороны образовательного комплекса

Несмотря на скептическое отношения к реорганизации учителей и населения, объединение школ и детских садов имеет ряд своих преимуществ.

  • Увеличение количества финансовых средств, выделяемых на учреждение : чем больше обучающихся, тем больше предоставляется денег. За счет этого может повышаться качество образовательной среды: игрушки, литература, оснащение кабинетов и групп и прочее.
  • Преемственность образования дошкольника и школьника . В подготовительных группах и в школе можно установить единые требования к ребятам, а также в течение года постепенно знакомить их со школьной жизнью, показывать небольшие её «кусочки», чтоб заинтересовать и мотивировать будущих первоклассников. Кроме того, можно создать преемственную образовательную программу для сада и школы, благодаря чему детям будет легче адаптироваться к первому году школьного обучения.
  • Первоклассникам не придётся проходить период адаптации к новому коллективу : они имеют возможность отправиться в школу в составе своей группы.
  • Взаимодействие между педагогами также положительно скажется на процессе образования: они смогут в режиме заседаний обсуждать планы, методы, формы, средства обучения, а также делится индивидуальным опытом работы с теми или иными воспитанниками и обучающимися.
  • Более тесное взаимодействие с родителями : они смогут получать более чёткую и понятную информацию о переходе ребенка с одной ступени образования на другую.
  • Дополнение необходимыми специалистами : например, детский сад не мог позволить себе сенсорную комнату, а при соединении со школой, и детсадовские дети могут ее посещать.
  • Объединение ресурсов : например, школьная библиотека становится доступной для дошкольников, а бассейн, принадлежавший детскому саду – для начальной школы, которая раньше его не имела.
  • Школьники могут получать интересный опыт общения с малышами : организовывать для них праздники, в чём-то помогать, чему-то учить. Это благоприятно будет сказываться на воспитании детей всех возрастов.
  • Педагоги начальных классов имеют возможность заранее наладить отношения со своими будущими первоклассниками , посещая их занятия, проводя интересные игры и участвуя в их праздниках.

Образовательный комплекс: отрицательные моменты

Несмотря на достаточно большое количество «плюсов», реорганизация в образовании имеет и массу отрицательных сторон. Так ли всё замечательно на самом деле, как хотят преподнести власти и «верхушка» системы образования? Каковы же недостатки этого явления?

  • Масштабное сокращение персонала : достаточно большое количество людей теряет работу, которую в настоящее время нелегко найти. Образовательная организация может лишиться и ценных кадров, значимость которых трудно переоценить.
  • Руководство школы не в достаточной мере разбираются в дошкольном возрасте и в важности именно игры , а не обучения дошкольников. На этой почве могут возникнуть конфликты между руководством и подразделением детского сада, так как работники последнего понимают важность и необходимость игровой деятельности, и им придется отстаивать свою точку зрения. Если им это не удастся, то дети уже в саду рискуют потерять всякий интерес к обучению.
  • При нахождении сада и школы в разных зданиях, с преемственностью и подготовкой к школе не всё так гладко : педагоги школы и сада не так часто могут встречаться, как того требует ситуация, дети-дошкольники редко могут реально посещать школу для подготовительной адаптации, взаимодействие педагогов также организовать непросто.
  • Руководитель такого масштабного комплекса может упустить из внимания важные моменты , так как не всегда может быть в контакте со всеми подчинёнными.
  • Зачастую несправедливо распределяется финансирование : школе достаётся больше средств, в том числе, на зарплаты, даже несмотря на количественное превосходство дошкольных работников.
  • В связи со слишком ранним погружением в школьную жизнь, будущие первоклассники могут потерять интерес и мотивацию к обучению .
  • Если в образовательном комплексе есть специальные коррекционные группы и классы, то от них, скорее всего, в скором времени избавятся: численность их меньше, а затрат на них – больше, чем в общеобразовательных группах и классах.

Объединение детских садов и школ – достаточно «молодая» практика в нашем государстве. С одной стороны, она может привести к повышению качества образования и тесному взаимодействию структур, а может – к разрушению уже имеющихся возможностей, предоставляемых образовательными организациями, а также сокращению работников и ущемлению прав тех, кто немного слабее.

В последние годы тема реорганизации детских садов и школ стала наиболее актуальной. Процесс реорганизации – это процесс выстраивания такой сети образовательных организаций и их филиалов, которая должна обеспечивать равенство доступа к образовательным услугам, эффективное использование всех ресурсов и оптимизацию системы управления. Мой опыт будет интересен руководителям учреждений дошкольного образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Романовский детский сад №1»

Романовского района Алтайского края

Реорганизация детского сада путем присоединения к другому детскому саду.

(из опыта работы)

Костенко Наталья Владимировна,

заведующий МБДОУ «Романовский детский сад №1»

С.Романово Романовского района Алтайского края

В последние годы тема реорганизации детских садов и школ стала наиболее актуальной. Процесс реорганизации – это процесс выстраивания такой сети образовательных организаций и их филиалов, которая должна обеспечивать равенство доступа к образовательным услугам, эффективное использование всех ресурсов и оптимизацию системы управления.

Главная цель изменений сети состоит в содействии обеспечению социально востребованного уровня доступности и качества образования в сочетании с его экономической эффективностью.

Основным направлением изменения сети является укрупнение юридических лиц через реорганизацию образовательных организаций в форме присоединения школ или детских садов, в результате чего они продолжат работу как филиалы или детские сады при школах.

Распространение получили две модели: опорный детский сад с филиалами в других населенных пунктах и образовательный комплекс «школа-детский сад» в одном населенном пункте.

В нашем случае детский сад стал опорным с 4 филиалами в других населенных пунктах. Вначале страшно было всем: и мне, как руководителю опорного детского сада, и работникам реорганизованных учреждений, а особенно родителям воспитанников. Все задавались вопросами: как? Зачем? Почему? Не бывает реформ без трудностей. Ведь реформирование осуществляют люди со свойственными каждому из них особенностями восприятия, видением проблем и пониманием способов их решения. Для одних реорганизация дает возможность развития, соединения творческих условий для решения общих педагогических задач. Для других - это способ самоутверждения, отстаивания своих личных амбиций и интересов.

До объединения штатная численность работников составляла 43 человека. Сад посещали 215 воспитанников из 9 групп. На сегодняшний день в объединенном МБДОУ – 13 групп, 315 воспитанников и 75 сотрудников.

Вместе с постановлением администрации Романовского района «О реорганизации» мы получили на руки перечень мероприятий, которые должны были выполнить в рамках реорганизации. Начинали мы с общих собраний коллективов, родителей и общественности в каждом селе. Рассказывали о предстоящих изменениях, отвечали на многочисленные вопросы. Суть в том, что ухудшений никаких не ожидалось. Детей, а тем более родителей реорганизация напрямую не затронула. Никто никуда ни детей, ни воспитателей не переводил, все оставались на своих местах. От сотрудников звучали вопросы о сокращении. Мы разъясняли, что реорганизация таких мер не предполагает. В итоге каждый работник остался при своей нагрузке, сократились только должности заведующих детским садом. В штатное расписание была введена новая должность «Заведующий филиалом» - 0,5 ставки в каждый филиал. Она назначается приказом руководителя учреждения и действует на основании доверенности, выдача которой осуществляется в обязательном порядке.

О предстоящем переводе каждое учреждение уведомило родителей (законных представителей) воспитанников и сотрудников в письменной форме в течение пяти рабочих дней с момента издания распорядительного акта учредителя о реорганизации учреждения, а также разместило указанное уведомление на своем официальном сайте в сети Интернет. Данное уведомление должно содержать сроки предоставления письменных согласий лиц на перевод в принимающую организацию.

Уведомление

о переводе воспитанников

с. _____________________________ « » ____________________ 2016г

Уважаемые родители!

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «_________________________» уведомляет Вас о своей реорганизации на основании Постановления администрации Романовского района Алтайского края от 16.05.2016 г. № 132 «О реорганизации МБДОУ «Романовский детский сад №1» путем присоединения к нему (наименование д/с)» путем присоединения к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Романовский детский сад №1», приказа Комитета администрации Романовского района по образованию от 19.09.2016г №251а

Наименование принимающей организации: МБДОУ «Романовский детский сад №1»

Перечень реализуемых образовательных программ: основная общеобразовательная программа дошкольного образования на основе программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, М.А.Комаровой, М.А.Васильевой

В связи с этим, руководствуясь Порядком и условиями осуществления перевода обучающихся из одной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам, соответствующих уровня и направленности – Утв. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.12.2015 г. №1527, просим Вас предоставить в письменной форме согласие на перевод Вашего ребенка в МБДОУ «Романовский детский сад №1» либо заявление об отказе от перевода в срок до 28.12.2016г.

После завершения процедуры реорганизации МБДОУ «____________________» в качестве филиала муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Романовский детский сад №1» продолжит свою деятельность по прежнему адресу: …….

Заведующий МБДОУ _______________________ /_______________/

Получил: __________________ /_____________________/ «_____» ______________ 2016

В случае отказа от перевода в предлагаемую принимающую организацию родители (законные представители) воспитанника указывают об этом в письменном заявлении.

Исходные организации передали списочный состав воспитанников, соответствующие письменные согласия родителей (законных представителей), личные дела воспитанников и сотрудников.

Форма согласия родителей (законных представителей) на перевод воспитанников следующая:

Заведующему МБДОУ

Входящий №_______ "Романовский детский сад №1"

Н.В.Костенко

От ______________________________

(ФИО родителя (законного представителя)

воспитанника)

Паспорт, серия_________ №__________

Выдан_____________________________

Дата выдачи «_____» ________________

___________________________________

Место жительства

Тел:____________________________

ЗАЯВЛЕНИЕ

Прошу принять моего ребенка ___________________________________

(фамилия, имя, отчество)

___________________________

В порядке перевода из _____________________________________________

Дата рождения «____» _____________ 20___ год

Место рождения__________________________________________________

Адрес места жительства ребёнка ____________________________________

________________________________________________________________

В МБДОУ «Романовский детский сад №1», на обучение по образовательным программам дошкольного образования.

Сведения о родителях (законных представителях):

Мать: ___________________________________________________________

Ф.И.О.

________________________________________________________________

Отец:____________________________________________________________

Ф.И.О.

Адрес места жительства:___________________________________________

________________________________________________________________

Телефон ________________________________________________________

Дата _______________ Подпись ___________/_____ _________

C Уставом МБДОУ “Романовский детский сад №1», Лицензией на право ведения образовательной деятельности, основными образовательными программами, и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса, правами и обязанностями воспитанников, Постановлением администрации Романовского района «О закреплении территорий за каждым образовательным учреждением ознакомлен(а)

Дата ______________ Подпись ________________/_________________/

Обязательно с каждым родителем (законным представителем) заключали договор об

Образовании об образовании по образовательным программам дошкольного образования и

На основании представленных документов учреждение издает распорядительный акт о зачислении воспитанников в принимающую организацию в порядке перевода в связи с реорганизацией. В распорядительном акте о зачислении делается запись о зачислении воспитанника в порядке перевода с указанием исходной организации.

О зачислении воспитанников в порядке перевода

В связи с реорганизацией МБДОУ «--------------» путем присоединения к МБДОУ «Романовский детский сад №1» на основании приказа комитета администрации Романовского района по образованию от 12 сентября 2016г, договоров об образовании по образовательным программам дошкольного образования и содержании ребенка в МБДОУ «Романовский детский сад №1» и согласий родителей (законных представителей)

п р и к а з ы в а ю:

  1. Зачислить в порядке перевода в МБДОУ «Романовский детский сад №1» из МБДОУ «___________» (место нахождения) с 15 сентября 2016 года следующих воспитанников:

В принимающей организации на основании переданных личных дел на воспитанников формируются новые личные дела, включающие в том числе выписку из распорядительного акта о зачислении в порядке перевода, соответствующие письменные согласия родителей (законных представителей) и заключенные договора.

В силу ч. 5 ст. 75 ТК РФ любая реорганизация организации, изменение типа государственного или муниципального учреждения не являются основанием для расторжения трудовых договоров с работниками. Из данной нормы следует, что трудовые отношения с работниками продолжаются автоматически (т.е. их не нужно увольнять и принимать на работу в новую организацию).

В случае, когда работник не намерен расторгать трудовые отношения, необходимо отразить факт реорганизации работодателя в трудовых книжках и трудовых договорах, если работодателем становится другое юридическое лицо.

Обязательным является внесение записи о реорганизации в трудовую книжку работника. Инструкция по заполнению трудовых книжек (утв. Постановлением Минтруда России от 10.10.2003 N 69) не регулирует порядок внесения подобных записей. Представляется, что запись в подобных случаях должна быть аналогична записи об изменении наименования организации (п. 3.2 указанной Инструкции), т.е. в трудовой книжке производится запись о реорганизации юридического лица со ссылкой на соответствующее решение.

Кроме того, с работниками необходимо заключить дополнительные соглашения к трудовому договору со следующей формулировкой:

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ

к трудовому договору с работником от 01.09.2015г

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «РОМАНОВСКИЙ ДЕТСКИЙ САД № 1» РОМАНОВСКОГО РАЙОНА АЛТАЙСКОГО КРАЯ , именуемое в дальнейшем «Работодатель»в лице заведующего Костенко Натальи Владимировны , действующей на основании приказа комитета администрации Романовского района по образованию №11 от 29 января 2010 года, Устава и ____________________________________________________________________________________________

Фамилия, имя, отчество,

именуемые в дальнейшем «Работник» с другой стороны заключили настоящее дополнительное соглашение к договору от «01» сентября 2015г о нижеследующем.

В связи с реорганизацией Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Гилев-Логовской детский сад» путем присоединения к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Романовский детский сад №1»:

1.Заменить в преамбуле Трудового договора слова Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Гилев-Логовской детский сад» (МБДОУ «Гилев-Логовской детский сад») словами Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Романовский детский сад №1» (МБДОУ «Романовский детский сад №1»)

2.Изложить пункт 2 Трудового договора в следующей редакции:

Работник принимается на работу в МБДОУ «Романовский детский сад №1»

3. Изменить в разделе «Адреса и реквизиты сторон» Трудового договора реквизиты «Работодателя» следующим образом:
МБДОУ «Романовский детский сад №1»
Адрес: 658640, Алтайский край,

Романовский район,

с.Романово, ул.Ленинская,64
ИНН 2268002005

4. Все другие условия Трудового договора считать неизменными и обязательными для исполнения сторонами.

5. Настоящее дополнительное соглашение составлено в двух экземплярах, по одному экземпляру для Работника и Работодателя вступает в силу с 01 января 2017 года. Оба экземпляра имеют равную юридическую силу.

Подписи сторон:

РАБОТОДАТЕЛЬ

РАБОТНИК

МБДОУ «Романовский детский сад №1»

Адрес:

ИНН

Адрес места жительства

Заведующий ___________________Н.В.Костенко

М.П.

Паспорт (иной документ, удостоверяющий личность)

Паспорт

Кем выдан

Дата выдачи «2

Работник получил один экземпляр настоящего дополнительного

соглашения

____________________________________

(дата и подпись работника)

___________________

И оформляется распорядительный акт по основной деятельности:

О мероприятиях в связи с реорганизацией

На основании приказа комитета администрации Романовского района по образованию от 30 августа 2016 года «О мероприятиях в связи с реорганизацией» в связи с реорганизацией МБДОУ «Закладинский детский сад» и МБДОУ Майский детский сад», путем присоединения к МБДОУ «Романовский детский сад № 1»,

п р и к а з ы в а ю:

  1. Считать с 01 сентября 2016 года работающими в МБДОУ «Романовский детский сад №1» следующих работников:

Филиалы не являются юридическими лицами и действуют на основании устава образовательной организации и положения о филиале, утвержденного в порядке, установленном уставом образовательной организации (ст. 27 п.4, Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об образовании в Российской Федерации")

В положении о филиале может указываться:

1. Общие положения

2. Цели и предмет деятельности филиала

3. Участники образовательных отношений

4. Управление филиалом

5. Имущественная и финансовая деятельность Филиала

6. Создание и ликвидация Филиала, внесение изменений в настоящее Положение

По каждому филиалу, осуществляющему образовательную деятельность, оформляется отдельное приложение к лицензии с указанием также наименования и места нахождения такого филиала (ст.91 Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об образовании в Российской Федерации")

Страсти уже улеглись, родители успокоились. Безопасность детей на прежнем - высоком - уровне.

Что является плюсами такого преобразования?

  1. Сформировалось единое образовательное пространство.
  2. Рабочие программы педагогов, локальные акты приведены к единым требованиям
  3. Ресурсы, имеющиеся в распоряжении нашего учреждения, стали доступны другим
  4. Перспектива в плане выстраивания диалога в профессиональной сфере. Педагоги включены в единый коллектив, единое методическое пространство, участвуют в совместных педсоветах, методических объединениях, обмениваются опытом, выбирают наиболее оптимальную систему взаимоотношений.
  5. Воспитанники филиалов включены во все совместные мероприятия, которые проводятся у нас в детском саду, что является мощным средством социализации.

Один из главных минусов – управлять большой страной (в данном случае, образовательным комплексом) намного сложнее, чем маленьким государством (одним детским садом), а в силу территориальной расположенности филиалов (20-30 км) друг от друга, я, как руководитель, не имею возможности часто посещать свои филиалы.

Попробуйте не сопротивляться изменениям, которые приходят в вашу жизнь. Вместо этого, пусть жизнь живет через вас. И не волнуйтесь, что она переворачивается вверх дном. Откуда вы знаете, что жизнь, к которой вы привыкли лучше, чем та, которая настанет?


Благодаря многофункциональности такие здания могут попеременно быть начальной школой , детским садом или комбинированным образовательным учреждением, сочетающим дошкольные группы и учебный корпус начальных классов.

Здание-трансформер будет менять назначение в зависимости от потребностей района . Переоборудование можно выполнить во время летних каникул. Оно обойдется гораздо дешевле, чем строительство еще одного здания.

«Потребность в детских садах и школах постоянно растет, поэтому город ищет новые пути решения вопроса. Идея строительства зданий-трансформеров возникла несколько лет назад. По поручению мэра Москвы Сергея Собянина были разработаны типовые архитектурно-технические решения комбинированного блока начальных классов с дошкольным отделением», –

Марат Хуснуллин

Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации

Например, детский сад на 300 малышей может вместить 12 дошкольных групп. При трансформации в начальную школу помещения групп превращаются в 12 учебных классов. Комбинированный блок позволит разместить четыре класса начальной школы и восемь дошкольных групп.

В 2018 году за счет бюджета планируется ввести три здания-трансформера.

Комбинированный БНК с дошкольным отделением на 300 мест построят в составе школы № 1985 на северо-западе столицы в районе Куркино по адресу: ул. Воротынская, вл. 12, корп. 3.

Такой же блок начальных классов с возможностью трансформации возведут при гимназии № 1786 в районе Южное Бутово на юго-западе столицы по адресу: ул. Адмирала Лазарева, д. 77 (ЖСК «Альфа»).

На каждом этаже трехэтажных зданий расположатся по четыре класса. Если БНК будет трансформироваться в детский сад, то классы приспособят для 12 групп. На первом этаже обустроят гардероб, столовую на 150 мест, кабинеты логопеда, психолога и медицинский.

Также здесь появятся кружковая с возможностью трансформации в помещение для групп продленного дня и зал для музыкальных и физкультурных занятий.

Второй этаж займут спортзал с раздевалкой, душем и туалетами, помещения для групп продленного дня и актовый зал на 243 места.

На третьем этаже оборудуют библиотеку с читальным залом и медиатекой, учительскую, методический кабинет, кабинеты дополнительного образования, труда, технического моделирования и технической игрушки, изобразительного искусства и природы.

При трансформации в детский сад на 300 мест классы с зонами отдыха и туалетами превращаются в 12 групп по четыре на каждом этаже.

Столовая становится группой для кратковременного пребывания детей, актовый зал - музыкальным залом, помещения библиотеки - кружковой для занятий на компьютерах и залом для занятий хореографией.

Душевые и раздевалки при спортзале используют как технические помещения: кладовые, прачечные и др. Спортзал, медпункт и административные помещения сохранят свою функцию. Трансформация будет проводиться с помощью разборки и дополнительного возведения перегородок.

БНК на 300 мест с возможностью трансформации в детсад возведут для средней школы № 2109 на юго-западе столицы в районе Южное Бутово по адресу: мкр. Щербинка, мкр. 3, ул. Брусилова, д. 29, корп. 1.

Здание также будет трехэтажным. На каждом из этажей разместятся по четыре класса, которые смогут трансформироваться в группы для дошколят.

На первом этаже расположатся спальни для групп продленного дня, актовый зал на 243 места, столовая на 150 мест, медицинский кабинет и гардероб начальной школы.

Второй этаж займут спортзал с раздевалками, туалетами и душевыми и помещение для групп продленного дня, третий - библиотека с читальным залом и медиатекой, помещение для группы продленного дня, кабинет логопеда, психолога, учительская и кабинет администрации.

ЛЕНСКАЯ: СЛИЯНИЕ ШКОЛ ДОЛЖНО БЫТЬ ПРОДУМАННЫМ И МЕДЛЕННЫМ


Во многих регионах России сегодня проходит реструктуризация школ и детских садов, на месте отдельных образовательных учреждений образуются крупные комплексы. Как меняются задачи директора школы в этих условиях? Что нужно сделать, чтобы слияние школ проходило без вреда для учеников? Речь об этом пойдет на Двенадцатой ежегодной конференции «Тенденции развития образования Лидерство в школьном и дошкольном образовании: вчера, сегодня, завтра», которая пройдет в Московской высшей школе социальных и экономических наук (МВШСЭН) 19-20 февраля. В канун форума на вопросы корреспондента РИА Новости Анны Курской ответила декан факультета «Менеджмент в сфере образования» и руководитель отдела развития МВШСЭН Елена Ленская.
- Елена Анатольевна, как изменились функции и роль директора школы за последние годы, с принятием Закона об образовании, новых образовательных стандартов?
- Действительно, многое изменилось. Новый закон определяет возможности и степени свободы директора школы, которыми до сих пор наши директора не очень привыкли пользоваться. Сейчас у них стало гораздо больше пространства для переговоров и сотрудничества с родителями и со всеми, кто заинтересован в успехах их школ. Но для того, чтобы новые преимущества начали приносить пользу, нужно, чтобы все директора хорошо поняли, что такое новое законодательство и какие возможности в нем заключены.
Происходит ли это на практике?
Сейчас во многих регионах, начиная с Москвы, идет реструктуризация школьной и вообще образовательной сети, создаются большие образовательные комплексы. К сожалению, далеко не всегда это происходит продуманно. И директора не всегда знают, какие рычаги они могут использовать, чтобы придать трансформациям действительно осмысленный характер, как планировать развитие своего образовательного комплекса таким образом, чтобы выигрыш для детей был понятен и прозрачен. А если выигрыш не очевиден, директора не всегда знают, как оспаривать создание комплекса и противостоять экономическому давлению.
Каковы негативные стороны проходящей реструктуризации?
Там есть много подводных камней. У педагогов существуют опасения, что от нее может пострадать сеть дошкольного образования, потому что при слиянии школ и детских садов очень часто детские сады начинают обслуживать школу, сажать детей за парты, и пропадает та самоценность детства, на которую нацелен новый стандарт дошкольного образования.
Угроза для дополнительного образования заключается в том, что, войдя в состав образовательного комплекса, кружки и студии могут начать обслуживать только этот комплекс, чего раньше не было. Вся прелесть организаций дополнительного образования как раз и заключалась в том, что круг своих клиентов они определяли сами, и кто угодно мог войти в их число. Все эти угрозы могут сбыться, а могут и не сбыться при условии умелого руководства и умелого лидерства. Это мы, в частности, будем обсуждать на конференции.
Можно ли, анализируя происходящие перемены, опираться на зарубежный опыт?
Действительно, процессы, которые происходят в России, происходят и во всем мире. Поэтому мы пригласили на конференцию специалистов из тех стран, в которых подобные трансформации уже прошли. Но важно отметить, что за рубежом темпы преобразований, даже если речь шла об оптимизации школьной сети, принципиально другие. Раньше, чем у школ возникает осмысленный план такого объединения, его не происходит.
Тем не менее, зарубежные специалисты говорят о том, что даже в их странах темп слияния школ был слишком высоким. Боюсь, что наш темп просто беспрецедентен. И другие процессы в нашей системе образования на практике очень сильно отличаются и от наших замыслов, и от зарубежного опыта.
При каких условиях присоединение детского сада к школе могло бы пойти на пользу дошкольному учреждению
Самое главное, чтобы план развития комплекса предшествовал слиянию, а не возникал как следствие, когда объединение уже произошло, и надо срочно придумывать, что со всем этим делать.
Все-таки планировать объединение должны люди, которые берут на себя ответственность за дальнейшие успехи детей, которые в этом комплексе будут обучаться. К сожалению, в Москве иногда объединяли несколько школ, достаточно разнесенных по территории, а в новом комплексе возникали школы ступеней. В принципе, это неплохо. Но семьи, в которых несколько детей, оказывались в трудной ситуации, когда один ребенок ходит в одно здание, другой – в другое, третий в третье.
Стоило бы продумать хотя бы этот момент до принятия решений о слиянии. А на практике эти решения часто принимались поспешно, под административным давлением. Школе надо учиться отстаивать интересы учеников.
Как это можно сделать?
В школах есть управляющие советы, и они могли бы влиять на образовательную политику не только на бумаге. К сожалению, у нас любят создавать «ручные» управляющие советы, которые делают то, что скажет директор. Очень часто родители просто боятся возвысить голос, потому что им кажется, что тем самым они своего ребенка ставят под удар. Но в сложившейся ситуации их роль должна, на мой взгляд, существенно вырасти.
Объединение школ должно происходить только тогда, когда представители всех управляющих советов объединяющихся учреждений согласятся на такое решение, подпишутся и скажут: «Да, мы считаем, что так для наших детей будет лучше». Конечно, и выбирать туда надо не удобных родителей, а компетентных родителей. Им тоже предстоит чему-то научиться.
Что такое компетентный родитель?
Например, в Англии членами управляющего совета, как правило, становятся родители, которые имеют преподавательский или экономический опыт, то есть специалисты, а не просто люди, у которых есть свободное время, как это часто бывает у нас. Но участие в управляющем совете предполагает и большую степень социальной ответственности, а мы еще этому до конца не научились. В Англии управляющий совет несет в том числе и финансовую ответственность за свои действия.
Сегодня часто говорят о том, что директору школы нужнее навыки управленца, чем педагога. Этим навыкам директоров сегодня где-нибудь специально обучают?
Это одна из тем, которую мы, представители вузов, которые уже обучают директоров школ управленческим компетенциям, собираемся обсудить на конференции. Но тут есть одна проблема.
Действительно, успешно руководить образовательным комплексом может человек с хорошей подготовкой управленца. Но в то же время исследования показывают, что самыми успешными руководителями бывают люди с качествами лидера, которые, в отличие от «чистых управленцев», имеют видение необходимого будущего и примерно понимают, как туда прийти, то есть ставят себе и своему коллективу задачи развития. Менеджер, как правило, успешно реализует задачи, поставленные кем-то другим.
Что будет с лидерской компетенцией, и как ее развивать на фоне всех этих замечательных управленческих навыков, чтобы не потерялось главное – умение видеть перспективу? Вот об этом надо думать.
Есть и еще одна причина для озабоченности. Директору большого комплекса собственная занятость не позволит следить за тем, что происходит на уроках, насколько те или иные учителя справляются со своими обязанностями. Он и раньше не много этим занимался, но все-таки у него на это какое-то время было.
Не случайно, например, в Финляндии не бывает школ, в которых учатся более чем по 900 учеников. Там придают большое значение тому, чтобы директор участвовал в педагогическом процессе. Есть даже такой термин – «педагогическое лидерство», которое считается одной из важнейших функций директора. Будет ли это педагогическое лидерство присутствовать в новых комплексах? Я не уверена .
Какие новые задачи директорам школ придется решать в будущем?
Прежде всего, им предстоит научиться планировать развитие, учитывая очень большой спектр разнообразных интересов. Если раньше они работали с достаточно ограниченным числом учеников одной возрастной категории, то сейчас их стало намного больше и возраст у них стал менее однородным - это и дошкольники, и взрослые люди, посещающие кружки и секции. Директорам предстоит научиться примирять интересы различных групп лиц в образовании.
Самое главное, с чем они столкнутся и уже сталкиваются, - это проблема управления кадрами. Предотвращение на первой стадии, по крайней мере, серьезных конфликтов, справедливое распределение ресурсов и так далее – это новые задачи, которые раньше настолько остро не стояли.
Мне кажется важным, чтобы директор мог сохранять лидерские качества в ситуации, когда он рискует превратиться в классического менеджера, который только решает извне поставленные задачи.

Объединение школ и детских садов в Москве стало обычным явлением. Такой процесс был поддержан Департаментом образования еще в 2012 году. С того момента начали появляться новые виды учебных заведений - образовательные центры.

Инициатива была нерадостно принята общественностью, но все же было подано много заявок с разных учреждений. Только в первый год введения «эксперимента» было принято 1 411 заявлений на создания 445 образовательных комплексов. Но не все заявки были удовлетворены. Было создано только 300 таких центров, в состав которых вошли 849 учебных заведений.

Сразу следует отметить, что жестких принципов объединения детских садов, школ в Москве не отмечался. Чаще всего создавались образовательные центры на основе учреждений, которые имели территориальную скученность, не разделялись крупными дорогами. Кроме этого, была отмечена некоторая тенденция, объединялись слабые заведения с сильными. Нужно заметить, это было довольно рациональное действие.

Несмотря на то, что цель такого процесса - повышение уровня безопасности, есть противники такого слияния. С помощью статьи подробно разберемся со всеми подводными камнями такого процесса, укажем на плюсы.

Преимущества объединения

Новый эксперимент в нашей стране с созданием образовательных комплексов на базе учебных учреждений не новый. Более того, в Европе и Америке подобные заведения давно, успешно функционируют. В чем же плюсы слияния? Перечислим ключевые преимущества.

В продолжение темы:
Планирование 

ДВФУ в контакте Максим БАРЫЛЕНКО [текст], Анастасия КОТЛЯРОВА [фото] Владивосток, 10 октября, газета «Остров.ру». Лайк, репост, коммент. И так до бесконечности....

Новые статьи
/
Популярные